В процессе развития любого общества в нем формируется целостная система представлений о социальных ролях, социальных возможностях мужчин и женщин. Следует отметить, что в основе данных представлений не столько биологические отличия полов, но понятие гендерной идентичности, идентификации и самоидентификации личности, ее отнесение себя к тому или иному гендеру.
Гендерная идентичность как результат гендерной социализации
Под гендерной идентичностью в современной научной литературе понимается акт самосознания личности, описывающий ее переживания, восприятие себя как представителя определенного пола; глубинное психологическое ядро того, что личность как представитель пола означает для самой себя.
Гендерная идентичность представляет собой базовую характеристику личности, которая формируется как следствие интериоризации личностью женских или мужских черт в процессе социализации. В процессе формирования гендерной идентичности у индивидуума формируются не только соответствующие ролевые и социальные аспекты, но и образ личности в целом. Причем, гендерная социализация, становление гендерной идентичности представляет собой одно из направлений социализации в целом.
Реализация гендерной социализации осуществляется поэтапно посредством различных культурных и социальных средств.
Фазы гендерной социализации
В наиболее общем виде гендерная социализация включает две стадии:
- адаптивная, на которой личность адаптируется к существующих гендерным ролям, нормам и отношениям;
- фаза интериоризации, на которой личность усваивает существующие гендерные роли, нормы и отношения.
Первичная гендерная социализация начинается с момента рождения ребенка, когда запускаются социальные механизмы, которые впоследствии окажут влияние на формирование гендерной идентичности. Успешный процесс гендерной социализации предполагает усвоение личностью знаний, представлений о содержании личностных качеств и полодифференцированных функций, характерных для женщин и мужчин, специфике реализации их социальных ролей.
Особенности гендерной социализации в современном российском обществе
На современном этапе проблема гендерной социализации выступает одной из наиболее актуальных. На фоне утраты прежней системы аксиологических модусов, упадка нравственности, чрезвычайно важным представляется создание оптимальной среды, благоприятно воздействующей на гендерную идентификацию личности.
Следует отметить, что, несмотря на осознание высокой социальной значимости реализации гендерного воспитания, единый подход к пониманию сущности и механизмов реализации подобного воспитания отсутствует. Современная система образования практически не учитывает гендерный аспект воспитания, ориентируясь на воспитание «бесполого существа», что существенно затрудняет процессы гендерной социализации, формирования гендерной идентичности.
Большинство современных родителей не могут ответить, что представляет собой воспитание человека как представителя того или иного пола, когда следует начинать такое воспитание и т. д.
В наиболее общем виде негативные тенденции в отечественной системе гендерного воспитания могут быть представлены следующими аспектами:
- отсутствие сформированной системы знаний у родителей, отсутствие знаний о том, какие именно гендерные черты и когда именно нужно формировать;
- подавляющее число носителей феминной культуры на всех уровнях образовательной системы;
- практически полное отсутствие возможностей проявить мускулинные качества в социально одобряемых формах деятельности.
Таким образом, на современном этапе развития системы образования гендерные аспекты социализации личности практически не учитываются, что приводит к существенным затруднениям в процессе гендерной социализации, формирования гендерной идентичности. Преодоление проблем гендерной социализации требует оптимизации полоролевого воспитания, формирования у ребенка целостной системы представлений о гендерных различиях, специфике социальных ролей представителей разных полов.