Сущность этнокультурной социализации
Говоря о этнокультурной социализации, необходимо обратить внимание на протекание данного процесса. Базовым механизмом, который обеспечивает вхождение личности в общество, получение ею опыта и знаний, является социализация. Она достаточно сложная и, что самое главное, ученые подчеркивают ее двухступенчатость:
- Первичная социализация – в раннем возрасте в семье и группе сверстников;
- Вторичная социализация – в более осознанном возрасте в рамках учебной, профессиональной и иных социальных групп, которые оказывают влияние на человека.
На каждом из этапов социализации необходимо решать такие задачи, которые будут оказывать влияние на личность индивида. Во-первых, это естественно-культурные задачи, которые связаны напрямую с необходимостью достижения на каждом этапе определенного уровня развития. Развитие должно быть характерно для данной культуры, то есть соответствовать ее особенностям и требованиям. Во-вторых, это социально-культурные задачи, которые включают в себя познавательное, морально-нравственное и ценностно-смысловое развитие индивида. На каждом этапе каждый аспект развития строго индивидуальный.
В процессе социализации человек начинает осознавать свою этническую идентичность.
Этническая идентичность – это переживание своего тождества, принадлежности к одной из существующих этнических общностей.
При этом он может отделяться от других общностей и также остро переживать это. Становление этнической идентичности в процессе этнической социализации становится результатом когнитивного и эмоционального процесса принятия и осознания себя в качестве представителя этноса. Человек становится в качестве личности, которая является субъектом культуры определенного этноса.
Механизмы этнокультурной социализации практически идентичны тем механизмам, которые рассматриваются в рамках обычной социализации. Во-первых, это традиционный механизм (иначе его называют стихийным), который заключается в неосознанном освоении имеющихся и предлагаемых норм, взглядов и стереотипов, существующих в обществе. Во-вторых, институциональные механизмы, которые происходят в результате деятельности специальных социальных институтов. Такие механизмы реализуются в рамках институтов образования и культуры, семьи, повседневности, религии и в рамках своей этнической группы.
Специфика инкультурации
Инкультурация – это процесс, который характеризует срастание с родной культурой, становление человека как воспитанной личности, чье мировоззрение напрямую зависит от окружающих условий. Конечным результатом инкультурация становится успешный процесс социализации и, как следствие, формирование интеллигентной личности. В очень многих работах термин «инкультурация» соотносят с термином» социализация». Безусловно, они совпадают во многих аспектах, но тем не менее не стоит их смешивать. Их общее заключается в том, что оба термина отражают процессы усвоения человеком культурных норм того общества, в котором он проживает.
Социализация – это процесс усвоения норм, знаний, обычаев, вхождение индивида в социальную среду, в которой в дальнейшем он будет осуществлять свою деятельность.
В результате успешной социализации он может спокойно жить в обществе и функционировать в качестве его члена. Что касается инкультурации, то она подразумевает обучение человека основным традициям, а также привлечение к нормам поведения, которые царят в конкретной культуре. Инкультурация успешно осуществляется во взаимодействии человека и культуры. Культура может определить его основные черты, может предопределить интересы и мировоззрение личности. Но, поскольку влияние это взаимное, то не стоит забывать, что и человек может создавать культурные образцы, которые в дальнейшем будут видоизменяться в соответствии с его желаниями и потребностями.
Инкультурация может быть представлена в виде нескольких знаний и навыков, о которых следует помнить, чтобы не упустить в этом процессе важных составляющих и, соответственно, чтобы процессы инкультурации проходили более благоприятно и эффективно:
- Жизнеобеспечение – оно предполагает организацию профессиональной деятельности индивида, его досуга, домашнего труда и потребление предлагаемых товаров и услуг, которые будут удовлетворять потребности человека;
- Личностное развитие – в данном случае очень важно приобретение как общего образования, так и профессионального. В личностном развитии важную роль играет общественная активность и предприимчивость, любительские занятия, которые могут оказывать влияние на интересы человека и развивать некоторые его черты, до этого не особо значимые.
В инкультурации, так же, как и в этнокультурной социализации, очень важна социальная коммуникация. Как в формальном, так и в неформальном общении человек обретает новый опыт, новые знакомства, которые могут оказать влияние на его восприятие тех или иных культурных продуктов и форм. Путешествия развивают кругозор, позволяют посмотреть на лучшие труды всемирно известных художников, скульпторов, писателей, которые в разное время творили в разных уголках земного шара.
Этнокультурная социализация необходима человеку для того, чтобы четко осознавать свое место в обществе и в истории, и при этом понимать, какое культурное многообразие его окружает, а значит, сколько он может воспринимать, сравнивать, понимать суть культуры через отдельные объекты. Важной частью такой социализации является язык, ведь через него человек общается с людьми, может сам создавать свою историю, записывать что-то важное. Изучение других языков стирает для него границы с другими народами и культурами, что также очень важно для погружения в общество и осознания себя его неотъемлемой частью. Отсюда значимость синхронности процессов социализации, инкультурации и энкультурации в новые этнические и культурные условия, поэтому их необходимо контролировать и выстраивать систему, согласно которой человек будет приобретать опыт и навыки.