Под социализацией в современной научной литературе понимается двусторонний процесс, при реализации которого, с одной стороны, личность усваивает социальный опыт посредством включения в систему социальных взаимодействий, с другой, - осуществляется активное преобразование личностью общества в результате индивидуальных особенностей воспроизведения указанных взаимодействий.
Этапы протекания социализации
Процесс социализации протекает поэтапно, включает следующие стадии:
- первичная социализация, которая протекает в детстве, осуществляется преимущественно под воздействием семьи и школы;
- маргинальная социализация, которая чаще всего совпадает с подростковым периодом. Результатом реализации данной стадии социализации выступает обособление индивидуума, осуществляется его самоутверждение и самоактуализация;
- устойчивая социализация, которая предполагает интеграцию личности в общество.
Разумеется, эстетическая социализация личности на каждом этапе протекания процесса будет существенно отличаться.
Сущность эстетической социализации
Эстетическая социализация представляет собой формирование особенного мировоззрения личности, способствующего сохранности и преумножению общечеловеческих ценностей, национальных традиций.
Результатом эффективной эстетической социализации выступает формирование социально-культурной личности.
В свою очередь, под социально-культурной личностью понимается индивидуум, у которого развито чувство другого, чувство уважения тайны чужой жизни.
По своей сущности, эстетическая социализация представляет собой совокупность протекания взаимосвязанных процессов, включая следующие:
- формирование базовых ценностных ориентаций;
- усвоение норм общества в целом и ближайшего социально-природного окружающего контекста;
- реализация требований, установленных в определенном общественном объединении, приспособление к выполнению ряда социальных ролей;
- усвоение системы мотивационных установок.
Критерии успешности протекания эстетической социализации
Эстетическая социализация может осуществляться целенаправленно, под воздействием различных агентов социализации или стихийно, под влиянием совокупности условий и факторов, представленных в обществе. Успешная реализация данного процесса способствует развитию личностных и социальных качеств индивидуума, формированию эстетической компетенции.
В свою очередь, социальная компетенция как результат эстетической социализации включает ряд знаний, умений и навыков, включая следующие:
- осознание, адекватная идентификация собственных эмоциональных состояний;
- способность различать эмоциональные состояния других людей;
- способность успешно использовать в коммуникативном взаимодействии эмоциональных состояний и форм их репрезентации, принятых в рамках отдельной национальной культуры; способность усваивать культурные сценарии, связывать эмоциональные состояния с определенными социальными ролями;
- способности эмпатического и симпатического включения в переживания окружающих;
- понимание того, что внутреннее состояние личности не всегда и не обязательно соответствует внешней форме его проявления; понимание того, как собственные эмоции влияют на окружающих, учитывать это в процессе реализации собственных поведенческих моделей;
- способность успешно справляться с собственными негативными переживаниями посредством использования стратегий саморегуляции, минимизации интенсивности, длительности и глубины подобных переживаний.
Таким образом, эстетическая социализация обеспечивает гуманизацию коммуникативного взаимодействия между людьми, формируя такие личностные качества, как эмпатия, способность сопереживания, уважения, толерантности и пр.