Ценности личности
Каждый человек обладает собственным набором ценностей, которые определяют те потребности, в удовлетворении которых он нуждается. В общем смысле можно сказать, что ценность позволяет отразить способ существования личности человека. Различные ценности имеют разное значение в зависимости от того, что придает им человек, и именно с этим связано составление иерархии ценностей личности. Как и сами ценности, так и их иерархия носят конкретно исторический характер, которые определяется особенностями личности.
В общем смысле одни и те же объекты и предметы жизни человека могут иметь разное значение для разных людей, они могут иметь неодинаковую ценность, так же, как и в различное время у одного и того же человека. Например, сытый и голодный люди будут совершенно по-разному относиться с пище, а различные музыкальные жанры могут вызывать у людей разные чувства: кто-то испытывает восторг, а кто-то испытывает непритворное раздражение от подобного жанра. Иными словами, существует не только историческая динамика ценностей, но и индивидуальная динамика, а также иерархия ценностей для каждого человека своя.
Социализация также обладает рядом своих ценностей. По сути, сам этот процесс – это особая ценность, ведь в нем отражаются все устремления человека и его возможности познать окружающий мир, воспринимать нормы и ценности общества, которые отражены в нормах поведения и морали, в праве и нравственности.
Ценности социализации, прежде всего, - это набор тех характеристик, которые позволяют человеку осознать свою значимость в этом мире и принять его таким, какой он есть, при этом изменив его в соответствии со своими потребностями.
В соответствии с иерархиями ценностей их можно разделить на две основные группы:
- Конкретная (индивидуальная) иерархия ценностей;
- Общественная (групповая) иерархия ценностей.
Отличаются они тем, что один человек может получать образование для того, чтобы больше зарабатывать, а другой работает для того, чтобы у него была возможность учиться, самосовершенствоваться, становиться лучшей версией самого себя. Таким образом, отличия заключаются в целеполагании личности, в желании достичь конкретного результата, который может повлиять на ценности и мировоззрение человека.
Ценностный аспект социализации
Социализация – это процесс, направленный на освоение человеком ключевых общественных норм и ценностей, которые отражают мировоззрение личности, а также особенности восприятия окружающего мира.
Социализация также обладает некоторым ценностным аспектом, который отражает ее особенности. Но важно отметить, что ценности социализации напрямую зависят от того, на каком этапе осуществляется процесс освоения норм и ценностей. Исследователями принято выделять два основных этапа социализации:
- Первичная социализация – освоение индивидом первичных норм и ценностей в рамках своей семьи, а также благодаря ближайшему окружению и друзьям, сверстникам;
- Вторичная социализация – на этом этапе индивид приобщается к нормам и ценностям, имея при этом определенный опыт первичной социализации. На этапе вторичной социализации человек может получать новые знания, воспринимать нормы и ценности со стороны трудового коллектива, профессиональных групп, образовательных общностей.
В рамках первичной социализации основная ценность – это личность ребенка. Его гибкая психика крайне восприимчива в любым изменениям, а также к абсолютно любым воздействиям со стороны общества. Тут большую роль играет семья, в которой воспитывается ребенок, поскольку именно от семьи, ее ценностей, религиозных интересов зависит будущее ребенка. Что касается вторичной социализации, то здесь высшая ценность – сохранить сами нормы. Человек в более зрелом и сознательном возрасте может оказывать влияние на окружающую среду, а также стремится изменить ее в соответствии со своими потребностями и желаниями.
Безусловно, ценности социализации заключаются в направленности этого механизма. Социализируясь, человек приобретает новые жизненные навыки, стремится к тому, чтобы быть принятым в обществе, но при этом сохранить свою уникальность и индивидуальность. На сегодняшний день мы нередко сталкиваемся с проявлениями девиантного поведения, а также с конформизмом. Данные явления имеют противоположное значение, но возникают они именно в тот момент, когда социализация индивида дает сбой, и человек начинает проявляет ненормальное поведение, нарушая любые нормы и отказываясь воспринимать общие ценности. Таким образом, мы можем отметить, что социализация также нуждается в сторонних механизмах, которые помогут ей пройти без осложнений и предоставить индивиду все необходимые условия для того, чтобы стать полноправным членом общества без вреда самому себе.
Таким образом, социализация зависит от нескольких акторов: как от самого человека, которые уже обладает собственным набором норм и ценностей, руководствуется ими в принятии решений. А также она зависит от окружения человека: его семьи, образовательной и профессиональной групп, а также от групп сверстников. Эти сообщества также обладают набором определенных ценностей, которые могут как совпадать с интересами и потребностями индивида, так и противоречить им в полной мере, не давая человеку раскрыться, сделать верный выбор, принять единственно верные решения. В данном случае социализация дает сбой, индивид не может до конца осознать самого себя, его ценности образуются в совершенно хаотичном порядке, что приводит к нарушениям поведения и в целом к отсутствию адекватного восприятия окружающей действительности.
Для того, чтобы ценности социализации поддерживались всеми ее участниками, крайне важно помнить не только о соблюдении общепринятого порядка, но и об учете ценностей и индивидуальных особенностей организма и личности человека. Нельзя прививать одни и те же ценности разным людям, поскольку это делает их похожими друг на друга и подавляет их настоящие чувства и эмоции.