Роль личности в обществе
Личность человека – это не только следствие, но и причина всех социальных, экономических, политических и этических действий, которые совершаются в общественной среде. Отношения в исторически определенном типе общества преломляются, они способны проявляться совершенно по-разному, и при этом они же определяют социальное качество каждой личности, содержание и характер ее практической деятельности.
В процессе осуществления практической деятельности человек с одной стороны интегрируется в социальные отношений, а с другой стороны – участвует в выработке личного и коллективного отношения к окружающему его миру. Таким образом, проявляется двойственность личности в развитии общества:
- человек – это объект социальных отношений, на него направлены все изменения и трансформации, которые определяют его роль, степень интегрированности и пользу от этих отношений и взаимодействий;
- человек – это субъект социальных отношений. Он интегрирует социальные нормы и ценности, которые влияют на текущее и будущее развитие общества.
Будучи и объектом, и субъектом социальных отношений, человеческая личность определяется своей многогранностью и многоаспектностью. Многое зависит от среды, в которой человек родился и вырос, от уровня его образования и воспитания, уровня профессиональной подготовки и мотивированности к тому, чтобы оказаться влиятельной центральной точкой в общественных отношениях. Исторически сложилось, что вокруг человека складываются коммуникации и социальные связи, человек определяет тренды и риски, он и сам может стать риском, который негативно влияет на общественные отношения. Поэтому поведение человека в общественных отношениях определяется нормами и правилами, но и они задаются человеком. Поэтому его роль определяется как абсолютная, всеобъемлющая. Без человеческих отношений невозможно воспроизводство норм и ценностей, без человека невозможно само человечество.
Играя значимую роль в общественных отношениях, человек наделяется социальными качествами. К элементам социальных качеств следует отнести:
- определенная цель деятельности личности;
- занимаемые социальные статусы;
- выполняемые человеком социальные роли;
- ожидания в отношении социальных статусов индивидов и выполняемых ролей;
- нормы и ценности, определяемые культурными обычаями;
- система знаков, используемая человеком при формировании своего социального поведения и взаимодействия с окружающими;
- совокупность знаний;
- уровень образования, социальной и профессиональной подготовки (в зависимости от занимаемого статуса);
- социальные и психологические, а также психические особенности индивида;
- активность, степень самостоятельности в принимаемых решениях.
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение.
Феномен человека
Будучи индивидуальностью, человек выражает себя в продуктивных действиях, в регулярной деятельности. Его поступки интересуют окружающих лишь в той мере, в какой они получают свое воплощение. И в личности интересны по большей части именно поступки. Они определяют качества человека, его характер, перспективность. Девиация или инновация – это отдельно взятые качества, которые также могут оказать влияние на состояние человека, на его личность. Поэтому он играет очень большую роль в постановке и решении задач, может стать определяющим субъектом, который в той или иной степени формирует тенденции и стремится к их воплощению.
Феномен человека – это загадка природы, и на этом делают акцент многие исследователи. Как бы ни исследовался человек, как бы не изучалась его личность, он все равно остается феноменален. Он может отвечать всем требованиям современности и вместе с тем сам задает те тренды, которые становятся решающими в его развитии.
Человек занимает ведущее место в социальной структуре. Но чтобы понять, чем определяется это место, важно обратиться к нескольким социологическим понятиям. Первое понятие – это индивид. Согласно определению, индивид – это человек, представитель социальной группы. В индивидуальности человека могут отражаться особые черты характера, его уникальность и неповторимость. Они присущи только ему и дают ему возможности быть не похожим на всех остальных.
Личность – человек, являющийся одновременно системой уже устоявшихся качеств и свойств. Все они реализуются внутри социальных связей, в социальных институтах, в деятельности и в целом в социальной структуре. Но следует помнить о том, что между особенностями и уникальностями человека как индивида и как личностью существуют очень глубокая и неразрывная связь. Личность – это продукт развития индивида в социальной структуре. Чтобы индивид перешел на новый этап, социализировался и стал полноценной личностью, ему следует постоянно находиться в обществе. Таким образом и формируется тесная связь, выраженная в цепочке «человек-общество».
Говоря о роли человека в обществе, следует помнить о том, что роли сами по себе могут быть приобретаемыми. Они определяются социокультурной средой, внутри которой находится человек, а также его социальным статусом и типом деятельности. Сегодня наиболее распространенными являются такие роли, как труженик, собственник и потребитель, гражданин, член семьи (семьянин). Эти роли могут переходить друг в друга, также они могут сменять друг друга. Роли обычно определяют те ожидания, которые выдвигает общество в отношении индивида. Например, человек играет роль наставника, значит ему приписывают отдельно взятые черты и характеристики. Но поведение личности определяется статусом. И статус также может быть врожденным или приобретенным.