Сущность и типы репродуктивных установок
Репродуктивные установки – это психическое состояние личности, которым обусловлена взаимная согласованность разного рода действий, характеризующихся позитивным или негативным отношением к рождению определенного количества детей.
Репродуктивные установки бывают двух типов:
- установки детности, которыми регулируется достижение определенного количества детей. Данный класс включает установки на благополучный исход беременностей, на протогенетические (в период между заключением брака и рождением первенца) и интергенетические (периоды между рождением детей) интервалы, установка на определенный пол ребенка, установка на усыновление или удочерение, то есть адаптационные;
- установки на использование контрацептивов и искусственное прерывание беременности.
Этими конкурентными видами установок выражены в конкретных ситуациях времени и места величина потребности в детях и ее сила, благодаря чему эти установки взаимосвязаны.
Например, чем сильнее готовность к рождению ребенка определенной очередности, тем короче, при прочих равных условиях, генетический интервал и тем вероятнее выбор стратегии репродуктивного поведения, а не выбор в пользу использования контрацепции и искусственного аборта. А рассматриваемое вместе, все перечисленное характеризует стоящую за ним силу и величину потребности в детях.
Чтобы измерить репродуктивные установки в демографии и социологии семьи существует ряд специальных методов. Одна группа таких методов основана на так называемом «предпочитаемом числе детей». Все теоретически возможные предпочитаемые числа детей – сложный итог взаимодействия потребности в детях с конкретными ситуациями образа жизни, в котором она только находит отражение. Именно из-за этого ни один из показателей предпочитаемого числа детей не может сам по себе выступать измерителем потребности в детях или репродуктивной установки. Они выступают только как их отражение в обманчивом зеркале конкретного ряда реальных или воображаемых условий жизни, причем отражена не вся установка, а только ее когнитивный компонент.
Проблема отношения современной молодежи к семье
Проблема отношения современной молодежи к семье как к ценности из-за острого ухудшения демографической ситуации стала особенно актуальной. Это связано с ролью, которую играет молодежь в замещении старших поколений и в формировании социально-демографической структуры современного общества.
А. Агинская высказывала мнение, что у современной молодежи ослабли семейные ценности. Детско-родительские отношения с каждым годом становятся все более натянутыми, а основным стремлением современных молодых людей, преимущественно мужского пола, выступает не создание семьи и рождение ребенка, а увеличение числа дружеских и сексуальных связей.
В современном обществе деформированы репродуктивные установки молодежи. Процесс вхождения молодого человека во взрослый мир крайне противоречив: с одной стороны, раннее половое созревание и стремление к реализации в сексуальной сфере, стремление получить внимание противоположного пола, а с другой – нежелание и неготовность принимать на себя ответственность в рамках брака и семьи. Молодежи все сложнее решить вопрос, связанный с сексом, созданием семьи и рождением детей.
Репродуктивные установки современной молодежи также зависят от нестабильной ситуации в обществе, отсутствия ценностей, что вызывает кризис семьи как социального института. Стремление молодежи скорее переступить границу взрослого мира, часто идет вразрез с темпами их социального и психологического становления, чем порождается группа проблем, которыми осложняется социальное функционирование молодежи. Огромное значение для них играет также вопрос репродуктивной культуры, а также ее составляющие: репродуктивное здоровье, репродуктивное поведение и репродуктивные установки.
Репродуктивные установки молодежи зависят от таких факторов, как пол, возраст, социальное окружение, религия, состояние здоровья, психологические качества и пр.
Социологи проводили массу исследований на тему репродуктивных установок молодежи. Результаты этих исследований позволяют сделать ряд выводов:
- преимущественно репродуктивные установки молодежи носят позитивный характер;
- девушки обладают большим желанием обзавестись детьми, чем юноши;
- основные факторы, оказывающие отрицательное воздействие на репродуктивные установки молодежи, это отсутствие постоянного партнера, трудное материальное положение, проблемы с жильем, желание пожить «для себя», ранние половые связи;
- для большинства представителей молодежи, ребенок – это радость, счастье и прочие теплые чувства, но вместе с тем и ответственность. Практически все девушки не отказались бы от идеи завести ребенка, даже если бы это противоречило взглядам партнера;
- большинство опрошенных юношей и девушек четко определяют родительские обязанности и планируют обзавестись детьми в ближайшем будущем;
- подавляющее большинство опрошенных считают, что у обоих родителей равное количество ответственности за своего ребенка. Стоит отметить, что вариант «мать» выбирали преимущественно девушки, а вариант «отец» - юноши, что позволяет говорить о том, что опрошенные не склонны к перекладыванию ответственности за ребенка на второго родителя;
- практически половина опрошенных считают, что репродуктивное и сексуальное воспитание необходимо внедрить в образовательный процесс старших школьников, чтобы не наносить вред психике детей;
- достаточно серьезно все опрошенные относятся к вопросу о том, хотели бы они изменить что-то в социальной, экономической и духовной областях общественной жизни, с целью увеличения стремления молодежи к воспроизводству детей. Преимущественно были выбраны варианты, затрагивающие повышение зарплат (у девушек) и улучшение жилищных условий (у юношей). Также популярны были ответы об увеличении числа мест в дошкольных учреждениях и школах и введении предмета о репродуктивном воспитании молодежи в школах.
Вся эта информация может быть использована социальными работниками, социальными педагогами и психологами в процессе составления плана работы по формированию репродуктивной культурны молодежи.