Характеристика религиозной организации
Религиозная организация – это организация, которая была образована с целью совместного исповедания и распространения религиозного учения.
Первичное организующее звено религии – религиозная группа, возникающая при коллективном отправлении религиозного культа. Религиозная группа в современном обществе – одна из форм религиозного объединения. Как правило, такие группы малочисленны. Это может быть группа верующих в рамках большого религиозного сообщества, либо мелкое самостоятельное религиозное направление.
Религиозная организация, в отличие от группы, - это добровольное объединение граждан РФ, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованная с целью совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированная как юридическое лицо.
В зависимости от территориальной сферы, религиозные организации могут быть местными и централизованными. Централизованные, в свою очередь, могут быть региональными и общероссийскими.
Местная религиозная организация – это религиозная организация, включающая не менее десяти совершеннолетних участников, постоянно проживающих в одной местности на территории одного субъекта РФ.
Централизованная религиозная организация – это религиозная организация, включающая не менее трех местных религиозных организаций.
Религиозное объединение – это духовная общность верующих и организационных структур религиозной организации.
Типы религиозных объединений
В ходе изучения религиозных общностей, исследователями – М. Вебером, Э. Трёльчем, Г. Беккером, Г. Нибуром, Дж.М. Йингером – было выделено несколько типов религиозных объединений:
- церковь;
- секта;
- устойчивая секта;
- деноминация;
- культ;
- мистерия;
- тайное общество и пр.
Наиболее распространенная и принятая в современной социологии религии классификация религиозных объединений включает всего три их типа церковь, секту и деноминацию.
Церковь – это религиозная организация, которая объединяет последователей на основании общего вероучения и особенностей культа.
Ей характерна сложная, строго централизованная и иерархизированная система разделения на священнослужителей, проходящих специальное обучение, и мирян. В ходе их взаимодействиями осуществляются:
- выработка, сохранение и передача религиозной информации;
- организация и координация религиозной деятельности;
- контроль за поведением людей.
Принадлежность к той или иной церкви обычно определяется не личным выбором человека, а семейной или государственной традицией. Ее последователи преимущественно анонимны, то есть в церкви нет постоянного и строго контролируемого членства. Обычно церковь сотрудничает с государством или, как минимум, не противоречит ему.
Секта возникает в связи с отделением от церкви некоторого числа верующих, провозгласивших оппозицию традиции и господствующей церкви, а часто и общественному порядку, государству. Современная социология религии обозначает следующие характеристики сект:
- не приемлют учение господствующей Церкви;
- считают свою роль, роль своей доктрины и идейных принципов в религиозном мире исключительной. Из-за этого отмечены мессианские настроения избранничества и тенденция к изоляции;
- специфически трактуют и понимают религиозные догматы и священные книги;
- харизматичный лидер организации;
- готовность членов отречься и порвать все отношения с семьей и обществом, привычными бытовыми условиями, то есть четкая установка принести себя в жертву и страдать;
- религиозная мечтательность и идеализация будущего;
- активная миссионерская деятельности и прозелитизм новых адептов своего учения;
- относительно не большое число последователей и постоянно контролируемое членство;
- отсутствие иерархии священнослужитель-мирянин, а часто всеобщее священство и провозглашение равенства всех членов организации;
- фанатизм при отстаивании своей веры, нетерпимость к другим учениям, резкое неприятие других взглядов.
Одна из разновидностей секты – харизматический культ, у которого такие же основные черты, как и у секты. Его специфика связана с тем, что первостепенная роль в нем отводится некоторой конкретной личности, признанной харизматичной, то есть такой, которая наделена божественной благодатью, и часто воспринимается как приближенная к божеству или как само божество. Обычно харизматический культ крайне малочислен, а после смерти харизматического лидера вовсе распадается. Наиболее отчетливо в нем можно отследить представления об исключительности, изоляционизме и мистицизме его последователей.
Деноминация – это промежуточная ступень религиозной организации, объединяющая черты и церкви, и секты. От церкви у данной организации относительно высокая система централизации и иерархический принцип управления, не признание политики изоляционизма. Проповедь об избранности членов сочетается тут с возможностью быть спасенными и духовным возрождением для всех. С сектой же она сближена принципом добровольности, постоянством и строго контролируемостью членства, претензией на исключительность своих ценностей и основных положений, идеей богоизбранничества. Отличие деноминации от секты состоит в активном участии в светской жизни, эффективной экономической деятельности, стремлении превратиться в церковь или, хотя бы, называться ею.
Все перечисленные выше религиозные организации относятся к культовым религиозным организациям. Но, так как у религиозных организаций есть и не религиозные функции с целью сохранения своих позиций в обществе, в их рамках отмечено существование и внекультовых организаций, например, церковно-приходских советов, различных церковных отделов, занимающихся взаимодействием с обществом, издательствами, религиозными СМИ и пр.