Формы рабства в Древнем Китае
Рабство в Китае особенно процветала в 4-3 веках до нашей эры. Несмотря на то, что в сельском хозяйстве были заняты свободные земледельцы-общинники, все они нуждались в дополнительной рабочей силе, так как территории пашен увеличивались. Именно по этой причине в хозяйственной жизни древнекитайского народа появилась острая нужда в том, чтобы использовать рабский труд. Согласно источникам, в Китае существовали различные формы рабства, а также распространялись разноуровневые рабовладельческие отношения.
Для того, чтобы обозначить рабов, в Китае существовало большое количество прозвищ и терминов. Среди них такие, как ну, бей, тун, ши, фу, пу и ли. В зависимости от пола и возраста раба, источника, в соответствии с которым он был понижен в статусе, а также принадлежности к тому или иному лицу менялось и наименование самого раба. Наиболее часто употреблялись термины ну, бей и тун. Тем не менее, в целом существовало две категории рабов в Китае:
- Частные рабы;
- Рабы, принадлежавшие государству.
Для данного периода развития китайского государства преимущественно характерно частное рабовладение. Основным источником возникновения рабов и постоянного увеличения их числа являлось порабощение пленных в ходе военных конфликтов и завоеваний. Войны и кочевыми и полукочевыми народами, непрекращающиеся войны между царствами давали самый большой приток рабов именно в тот исторический период. Изначально на любые соседние племена древние китайцы смотрели как на потенциальных рабов, даже если между ними завязывались деловые отношения, и они обменивались рабами друг с другом.
Что касается государственного рабства, то здесь главным источником становились преступления. Рабами являлись все те люди, которые совершали преступления и были осуждены за них по всей строгости закона. Считалось, что они не были достойны человеческого отношения, поэтому исполняли самую сложную и грязную работу во благо своих хозяев.
В целях классового угнетения аристократия, которая являлась таковой по роду своего происхождения, была заинтересована в сохранении пережитков первобытного строя. Именно поэтому высшие классы стремились закрепить устаревшие обычаи и нормы, которые предполагали четкое разделение на богатых и бедных, на рабов и рабовладельцев.
Если кто-то хотел помешать закреплению устаревших законов и традиций, то этот человек получал жестокое наказание в соответствии со всей строгостью законов. Не только они превращались в преступников, а затем и в рабов, но и члены их семей. Так возникли новые, более суровые законы, которые были направлены против:
- неимущих,
- воров,
- разбойников.
В рабство обращали всех, у кого не было средств к существованию, а также бродяг и бездомных. Таким образом, они трудились на рабовладельцев, а вместе с ними под этот гнет попадали их семьи.
К тому же, рабский статус передавался по наследству, поэтому на одну династию правителей могли трудиться целые поколения рабов, у которых не было шансов на то, чтобы поднять свой социальный статус.
Специфика рабства в Китае
Как мы уже отметили, в Китае рабами делали не только пленных, но и тех, кто не обладал достаточным объемом ресурсов и средств к существованию. Порабощение преступников со временем получило огромные масштабы, хотя исторические документы доказывают, что осуждение не всегда вело к порабощению преступника. Это связано с тем, что существовали и иные формы наказаний преступников. Например, это была физическая расправа, отправление в «ссылку», просто оставление преступника вне свободы до конца его жизни. Рабов обязательно клеймили. Те, у кого было клеймо, имели специфическую внешность: им брили головы, заковывали в железные ошейники. Одежда была преимущественно красного цвета – красные рубища. Все это было символом самого большого и позорного наказания, которое только мог получить человек за свои грехи.
С разложением общины и разорением большей части общинников развивалось так называемое долговое рабство. Оно со временем стало основным источником частного рабовладения. Акт продажи свободного человека в рабство, оформлялся в соответствии с составлением покупного контракта, который носил название «даньшу». Этот контракт в дальнейшем хранился у рабовладельца.
Освобождение раба было возможным лишь в том случае, если данный документ уничтожали, как основное доказательство того, что человек когда-то был не свободен и исполнял унизительные работы. Но в истории китайского народа такие случаи все же были редкостью, поскольку редко рабовладельцы хотели отпускать рабов просто так, если те могли исполнять работы.
Стоит отметить, что этот период характеризуется значительными объемами работорговли, ведь рабы стали основным товаром.
Рабочая сила, возможность эксплуатировать человека и его труд – это не только возможность содержать свои земли в порядке, но и хвастаться перед другими высокопоставленными лицами численностью рабов. Чем больше их было, тем выше был статус рабовладельца среди всех остальных. Это было знаком того, что он обладает достаточным количеством богатств, чтобы приобрести такое число рабов для обработки своих земель, а также для того, чтобы удовлетворять свои потребности.
Со времени рабство в Китае потеряло свои позиции. Безусловно, в этот период происходил расцвет китайского государства, но постоянные противоречия, а также возникшая на горизонте идея о гуманизме заставила многих китайских рабовладельцев отказаться от услуг рабов. Их судьба все же была незавидной. Те, кто был отпущен, так и не смогли найти свое место в жизни. Вместе с семьями они скитались, не имея возможности найти достойную работу и жилье. Все, что они умели – исполнять самую сложную и унизительную работу, но в этом уже не было необходимости, так как им на смену пришли наемные рабочие. Таким образом, рабство в Китае, несмотря на стремительное развитие, так же быстро зачахло и исчезло, оставив след лишь в некоторых исторических документах.