Программа социологического исследования
Программа социологического исследования – это систематизированное изложение теоретико-методических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта, соответствующее основным целям и задачам проводимой работы, методическим и процедурным основам ее выполнения, выдвигаемым гипотезам и логически последовательным операциям для их проверки.
Программа социологического исследования в значительной мере влияет на его успех. Помимо этого, она выполняет три основные функции:
- теоретико-методологическую – определяет требующую своего разрешения научную проблему и выделяет основные пути ее решения;
- методическую – определяет способ сбора эмпирического материала, описывает и интерпретирует результаты;
- организационную – осуществляет планирование деятельности исследовательского коллектива и определение видов предлагаемых результатов по каждому этапу.
Программа социологического исследования выстраивается на основании целей исследования, но всегда связана и с ее функциональными задачами, чем и определяется выделение двух ее частей: методологической и методической.
Методология в данном случае выступает в качестве системы основных принципов проведения любого научного исследования, а также инструментом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Методология включает следующие компоненты:
- формулировку и обоснование проблемы;
- определение целей и задач исследования;
- выявление объекта и предмета исследования;
- логический анализ основных понятий;
- формулирование гипотез.
Методологическая часть обязательно начинается четким определением изучаемой проблемы, что представляет исходный шаг в конструировании программы.
Проблема в социологическом исследовании выступает как противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то результативных теоретических или практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих необходимых действий.
Еще один важный компонент методологической части программы социологического исследования – его цель и задачи.
Цель исследования – это ожидаемый результат, на достижение которого направляется вся исследовательская социологическая деятельность в рамках рассматриваемого исследовательского проекта.
Цель исследования помогает в выявлении путей и средств решения поставленной проблемы.
Четкая формулировка цели исследования помогает в формулировании его задач.
Задачи исследования – это ряд изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования.
Четко определенные программные цели и задачи, по мнению Ядова В.А. – ведущего отечественного социолога, дисциплинируют работу социологов, повышая ее эффективность.
Задачи исследования могут быть основными – ориентируются на выявление сущности проблемы, и дополнительными, затрагивающими отдельные аспекты проблемы. Задачи исследования формулируют в системном виде в соответствии с правилами логики, а дополнительные задачи при этом выступают как конкретизация и детализация основных.
Количество задач зависит от проблемы, степени ее разработанности, целей исследования, а также возможностей самих исследователей. Определение задач зависит от типа и вида исследования – теоретическое оно или прикладное, аналитическое или описательное.
Методология социологического исследования
Методологическая часть социологического исследования содержит информацию об объекте и предмете.
Объект социологического исследования – это наиболее значимые его свойства, стороны и особенности, подлежащие непосредственному изучению. Стороны или особенности объекта, не помогающие разрешению поставленной проблемы, остаются вне поля зрения исследователя.
Понимание объекта и предмета социологического исследования может быть более конкретизированным. Например, В.А. Ядов определяет объект социологического исследования, как то, что заключает в себе социальную проблему, а предмет – это те свойства объекта, которые наиболее объемно отображают несходство интересов социальных субъектов, личности, организации, образуя своеобразные полюса социального противоречия или конфликта.
Последний пункт в структуре социологического исследования – гипотеза.
Гипотеза в социологическом исследовании – это предварительный проект решения поставленной проблемы, истинность которого должна быть проверена.
Выделяют следующую классификацию гипотез:
- в соответствии с задачами социологического исследования: основные и второстепенные;
- в соответствии со степенью общности: гипотезы-основания и гипотезы-следствия;
- в соответствии с последовательностью выдвижения: первичные и вторичные;
- в соответствии с содержанием: описательные (структурные и функциональные), объяснительные (предположение о роли отдельных факторов) и прогнозные.
Цель выдвижения гипотез – обеспечение ориентации исследовательского поиска на желаемый результат. Без гипотезы исследования, оно будет слепым и хаотичным. Все исследования должны быть проверкой заранее выдвинутых гипотез.
Выделяют следующие требования к гипотезе:
- гипотеза должна быть теоретически надежной, то есть не должна противоречить устоявшимся положениям;
- гипотеза должна соотноситься с проблемой и целью исследования;
- гипотеза должна состоять из понятий, получивших дополнительную интерпретацию;
- гипотезу должно быть можно подвергнуть эмпирической проверке.
Необходимо помнить, что в результате проведенного социологического исследования, гипотеза может быть и подтверждена, и опровергнута.
Логический анализ понятий и выдвижение гипотез завершает первую, методологическую часть программы социологического исследования, открывая следующую ее часть.