Научные подходы к изучению проблемы семейного воспитания и его принципы
И истории отечественной науки Лесгафт П.Ф. дал полное обоснование целей, задач, содержания и методов семейного воспитания. Именно им была разработана концепция естественнонаучных и гигиенических основ семейного воспитания, даны подробные характеристики типов поведения детей внутри семьи. Лесгафтом были сформулированы и убедительно доказаны гуманные принципы семейной педагогики, то есть признание детской личности и ее неприкосновенность, отсутствие произвола со стороны воспитателя, последовательность в словах и делах, развитие детской инициативности, самостоятельности и творчества.
Особое внимание Лесгафт обращал на процесс становления социальной направленности личности, на единение целей и задач семейного и общественного воспитания. Лесгафт отводил решающую роль в воспитании детей школе, но и демонстрировал пути преодоления отрицательного воздействия в семье, освещая единство требований дисциплины и мер педагогического влияния.
Еще один педагог, выдающийся новатор в социалистическом воспитании А.С. Макаренко, обосновал перечень теоретических основ семейного воспитания, разработал теорию воспитательного коллектива, раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного влияния семьи на ребенка.
Важнейшими принципами современного семейного воспитания являются:
- целенаправленность, предполагающая наличие объективных целей воспитания в любом из социальных институтов воспитания – семье, детском саду, школе и пр.;
- научность – предполагает, что родители в воспитании детей будут использовать научную психолого-педагогическую литературу и проявление интереса родителей к специальным знаниям по проблемам воспитания и развития детей;
- гуманизм, уважение к личности ребенка, предполагающий, что родители принимают ребенка как данность, то есть таким, как он есть, со всеми его особенностями и спецификой;
- планомерность, последовательность, непрерывность, предполагающие, что домашнее воспитание должно быть развернуто в соответствии с поставленной целью. Последовательность и планомерность обеспечивают прочность и уверенность, являющиеся основой личностного становления;
- комплексность и систематичность – семья разносторонне влияет на личность посредством системы целей, содержания и методов воспитания, учитывая все факторы и стороны педагогической деятельности;
- согласованность в воспитании – все участники воспитательной деятельности (члены семьи, педагоги и пр.), должны согласовывать свои действия, цели, методы и средства.
Общая характеристика стилей воспитания
В современном семейном воспитании довольно четко выделяеются три типа отношений:
- авторитарный;
- демократический;
- попустительский.
Авторитарные отношения предполагают строгость, требовательность, безапелляционность. Главными средствами этого стиля выступают угрозы, понукания и принуждение. Дети чувствуют страх и незащищенность. Психологи говорят, что это приводит к внутреннему сопротивлению, которое проявляется внешней грубостью, лживостью и лицемерием. На родительские требования ребенок реагирует агрессивностью или апатией и пассивностью.
Макаренко в авторитарных отношения выделял два подвида:
- авторитет подавления, который он считал наиболее страшным и неприемлемым, так как основными чертами его считаются жестокость и террор по отношению к детям со стороны одного из родителей. Дети должны всегда бояться – вот основной принцип деспотических отношений, но это формирует безвольных, ленивых, трусливых, забитых, озлобленных и мстительных детей.
- Авторитет расстояния и чванства проявляется тем, что родители в воспитательных целях, чтобы дети тешились, стараются быть от них как можно дальше. Контакты с детьми у таких родителей очень редкие, воспитанием занимаются бабушки и дедушки. Родители хотят выглядеть в глазах детей авторитетными, а получают обратную реакцию, ребенок отчуждается, а вместе с этим становится непослушным и трудновоспитуемым.
Либеральный стиль характеризуется всепрощенчеством, терпимостью в отношениях с детьми. Источник – родительская любовь, выходящая за грани разумного. Дети вырастают недисциплинированными и безответственными. Попустительский стиль Макаренко назвал «авторитет любви». Его смысл заключается в том, что ребенку во всем потакают, чтобы получить детскую привязанность через излишнюю ласку и вседозволенность. Желая заполучить расположение ребенка, родители упускают из вида, что воспитывают эгоиста, лицемера, расчетливого и умеющего подыграться к людям человека. Можно сказать, что данный способ общения с детьми – социально опасный. Макаренко называл педагогов, проявляющих такой всепрощающий подход к детям, педагогическими бестиями, избравшими наиболее неумный и безнравственный тип взаимоотношений.
Демократическому стилю свойственнна гибкость. Родители мотивируют свои поступки и требования, прислушиваются к детям, уважают их точку зрения, развивают самостоятельность суждений. В результате дети начинают лучше понимать родителей, растут достаточно послушными и инициативными, у них развито чувство собственного достоинства. Они считают родителей образцом гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей по своему образцу.
Формирование стилей семейного воспитания идет под влиянием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. Выбор стиля семейного воспитания протекает под воздействием:
- типов темпераментов родителей и их совместимости;
- традиций семей, в которых были воспитаны родители;
- научно-педагогической литературы, которую читали родители;
- уровня образования родителей.