Участие социального работника в разработке системы социальной политики
Главным действующим лицом, после государства, которое играет важную роль в развитии и разработке мер социальной политики, является социальный работник. Он оказывает посильную помощь и содействие клиентам, которые обращаются за социальной помощью, и осуществляет свою деятельность в рамках основных направлений, которые предусмотрены государственной или региональной системой социальной политики.
Но в большей или меньшей степени, замечая или не замечая это, социальный работник так же принимает участие и в формировании основ и мер, которые осуществляются в социальной политике. Например, на него ложится ответственность за ведение учета клиентов, за выявление их ключевых требований и потребностей в тех или иных видах социальной помощи и поддержки. Эти сведения представляются в обобщенном виде, и составляют базу для дальнейшего планирования комплексов социальных мероприятий. Мероприятия эти направлены на разрешение наиболее типичных и актуальных проблем, с которыми обращаются за социальной помощью клиенты.
Помимо того, социальный работник принимает активное участие в социальной политике тем образом, что он выявляет отдельных клиентов и распределяет их по группам. Эти сведения в дальнейшем могут послужить основой для разработки комплексных программ, которые направлены на разрешение проблем отдельных категорий и слоев населения, которые имеют одни и те же или схожие проблемы и могут относится к одной социальной группе.
Таким образом, каждый социальный работник принимает участие не только в осуществлении мер социально политики, но также и в ее формировании.
Каждый работник должен обладать профессиональными моральными качествами, а мораль требует того, чтобы эта деятельность проводилась социальными работниками в полном соответствии с ее основными правилами и принципами, а также с нормами. Основная идея деятельности социального работника – осуществлять ее с ориентацией на благо клиента и общества в целом, а не для удовлетворения своих определенных потребностей и нужд. Жизнь клиента и его благосостояние становятся на первое место, а его проблемы должны быть разрешены в соответствии со всеми принципами и нормами, а также обязательствами, которые закреплены за социальным работником.
Роль государства в социальной политике
В социальной политике так же, как и в иных направлениях политической деятельности, определяющими являются взаимодействия между членами общества. Необходимо выявить, кто ведет социальную политику, и кто с кем и при каких обстоятельствах взаимодействует. Для нас особую актуальность приобретает вопрос о том, какую роль играет государство в построении и реализации социальной политики.
Государство – это главный субъект социальной политики, который берет на себя всю ответственность за ее реализацию. Отсюда и появление более конкретного и наполненного понятия «государственная социальная политика». Это – все действия, осуществляемые государством в социальной сфере. Они преследуют определенные цели и соотносятся с конкретными историческими обстоятельствами. К тому же, эти действия подкреплены необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами. Нацеленность производится на определенные социальные результаты на каждом этапе осуществления социальной политики.
Есть два подхода к тому, чтобы объяснить, какую роль государство играет в жизни народа, и как оно осуществляет государственную социальную политику:
- Первый исходит из предположения о том, что государство существует отдельно от народа и осуществляет свою деятельность в первую очередь для того, чтобы удовлетворить конкретно свои потребности. Оно принимает на себя ответственность за обеспечение благоприятных условий проживания, руководит гражданами, проводит активную социальную и экономическую модернизацию и политику. Активность самого народа не оказывает на государство совершенно никакого влияния, либо эта деятельность проявляется в виде деятельности неправительственных, негосударственных организаций. В таких условиях развитое благополучное государство состоит из самого государственного аппарата, а также из так называемого гражданского общества (в разнообразных формах самодеятельности граждан).
- Другая точка зрения гласит, что организация единства граждан и нации – это ответственность, которая возложена на саму нацию. При этом, она может поручить это дело властным структурами государства, но никогда не может полностью отдавать эту ответственность именно им. В России народ является носителем государственного суверенитета, высшим выражением власти народа считается референдум или свободные выборы. При таком подходе государство не противопоставляется народу, а является одной из ключевых форм выражения и осуществления власти.
Таким образом, государство берет на себя ответственность за контроль над исполнением всех мер по организации и реализации социальной политики. Оно также выдвигает ключевые идеи, основываясь на изучении общественных интересов и потребностей в тех или иных социальных благах и услугах. Государство обладает достаточной властью, чтобы наделять полномочиями по осуществлению социальной политики некоторые организации и объединения, которые, наравне с государством, становятся субъектами социальной политики, но при этом должны организовывать и реализовывать свою деятельность в соответствии с нормами, правилами и требованиями, которые закреплены в российском законодательстве.
Государство контролирует деятельность социальных работников, регулирует ее в соответствии с требованиями, которые выдвигаются самим временем и множеством глобальных процессов.
Таким образом, роль социального работника и государства одинаково велика, оба этих субъекта, а также социальные объединения, некоммерческие организации, благотворительные фонды оказывают значительное влияние на усиление благосостояния народа и улучшение позиций самого государства.