Подходы к проблеме девиации среди детей-сирот
Современное общество обладает рядом характеристик, которые отражают его состояние. Одна из них – стремительный рост количества социально незащищенных граждан, к которым относятся дети-сироты, отличающиеся довольно ярким девиантным поведением. Они дезадаптированы и испытывают глубокие душевные потрясения в связи с чем с раннего возраста не осознают, что есть норма, а что является нарушением их психического состояния.
Проанализировав некоторые источники, а также научно-исследовательскую литературу, мы можем прийти к выводу о том, что предпосылки девиантного поведения сирот восходят к ранним этапам развития личности. Преимущественно, нормальным является процесс, когда человек свою первичную социализацию осуществляет в рамках семьи, где родители объясняют и прививают ему основные нормы и ценности, которые считаются общепризнанными в обществе. Но с детьми-сиротами ситуация иная: на ранних стадиях развития они испытывают так называемый «преддевиантный синдром», то есть своеобразный комплекс симптомов, а именно:
- Определенный склад психических и физиологических особенностей, которые отличают ребенка от остальных;
- Дезадаптация к имеющимся условиям в связи с тем, что ребенок «не знает, как правильно», и не осознает, какое поведение считается нормальным;
- Одиночество – отсутствие ощущения своей привязанность к какому-либо месту, к семье;
- Отрицательное отношение к учебе – нежелание получать элементарные педагогические навыки и знания, отсутствие стремления к развитию как личности;
- Агрессивное поведение, которое распространяется и на сверстников, и на взрослых, а также может быть направлено на самого себя.
Большая часть современных исследователей (например, М. А. Алемаксин, И. А. Невский и В. С. Собкин) подтверждают, что асоциальное поведение сирот имеет многофакторную структуру генезиса. Асоциальное поведение складывается из совокупности факторов, которые оказывают влияние на личность сироты на этапе ее активного формирования (преимущественно, во время первичной социализации). К таким факторам мы отнесем следующие:
Индивидуально-психологический и индивидуально-физиологический факторы; Социально-психологический фактор; Социальный фактор.
Авторы подчеркивают, что особую роль играет психолого-педагогический фактор, поскольку дети-сироты отличаются педагогической запущенностью. Школьное воспитание при этом не может компенсировать существующую дезадаптацию сироты, а наоборот усугубляет ее. Это связано с тем, что в школе ребенок взаимодействует с детьми, у которых есть задатки воспитания, так как они живут с родителями, что приводит к их неприятию сироты.
Профилактические меры девиантного поведения
Для того, чтобы восстановить поведение ребенка-сироты, необходимо прибегнуть к некоторым мерам, которые позволят и искоренить педагогическую запущенность и скорректировать поведение ребенка в сложившихся условиях. Итак, к профилактическим мерам мы отнесем следующие.
Во-первых, это осознание взрослыми, что необходимым и главным связующим звеном в профилактике девиантного поведения являются именно воспитатели, а в школьной среде эту ответственность должны брать на себя учителя.
Во-вторых, необходимо искусственно создавать ситуации, когда восхваляются успехи в учебной деятельности ребенка. Это стимулирует развитие позитивных сторон ребенка, ведь он будет понимать, что за его поступки и действия он может быть не только наказан, но также и поощрен.
Как правило, поощрение является лучшей мотивацией для личности, и в дальнейшем сирота будет сам предлагать новые идеи и действия, работать более усердно, ведь за это он получит поощрение.
В-третьих, необходимо построить воспитательный процесс с учетом обучаемости ребенка, его возможностей, особенностей развития и личных способностей. Нельзя создать такую модель воспитания, которая подойдет абсолютно любому ребенку, ведь каждый уникален и индивидуален, а это значит, что к каждому необходимо найти свой подход, чтобы не убить в ребенке уникальные черты, а наоборот продемонстрировать их всех и в дальнейшем активно развивать.
Еще одна мера – формирование у ребенка волевого самовоспитания. Самодисциплина очень важна в педагогической работе с сиротой, ведь только так можно контролировать ребенка, помогать ему развиваться. Волевое воспитание отражается в возможности самоограничения нежелательного поведения и поступков, саморегулировании поведения, обуздании прихотей и капризов. На данном этапе ребенок воспринимается именно как личность, и общаться с ним необходимо, как с полноценным и взрослым человеком.
Также необходимо помнить о том, что сдерживание негативных проявлений – это еще одна мера. Обычно негатив исходит со стороны взрослых – это могут быть даже воспитатели, которые не могут найти управу на ребенка, и прибегают к самым крайним мерам. Особенно важно искоренить оскорбительное и грубое отношение, ведь это все откладывается в сознании ребенка, и в дальнейшем он будет точно так же вести себя с окружающими.
Ребенок – это личность, и неважно, сирота он, инвалид, или у него есть какие-либо умственные отклонения. Гуманность – важная составляющая работы педагога. Он должен уметь проявлять милосердие, но в то же время объяснять ребенку что он должен выполнять некоторые действия, которые будут оказывать влияние на его становление как полноценной личности.
Таким образом, девиантное поведение сирот – это достаточно распространенное явление, но сегодня существует большое количество мер, которые могут помочь в корректировке девиации ребенка, поставить его на правильный путь. Выбор конкретной методики в данном случае зависят от самого педагога, который также должен осознавать свою ответственность в данной деятельности.