Гендерная социализация – это процесс усвоения моделей поведения, а также ценностей, которые заложены в общепринятые категории «женское» и «мужское».
Общие сведения
Согласно теории гендерной типизации У. Мишеля, большое значение имеет положительное и отрицательное подкрепление в процессе обучения: взрослые поощряют ребёнка за поведение, соответствующее его гендеру и наоборот, наказывают, когда его поведения не соответствует ожиданиям. Со временем ребёнок принимает эти гендерные установки, и они становятся частью его «Я».
Существуют и другие концепции гендерной социализации, которые фактически сводятся к тому, чтобы описать влияние полоролевой адаптации личности в обществе на саму суть данной личности, ее особенности развития, восприятия, общения, межгруппового и межличностного.
Процесс гендерной социализации фактически не отделим от человеческой жизни, так как он начинается фактически с рождения человека. Если ребенок социализируется с позиции гендера, то он скорее всего во взрослой жизни будет воспроизводить гендерные стереотипы во взрослой жизни.
Гендер – это социальный пол.
Паттерны гендерного поведения прививаются не только внутри семьи, но и при участии друзей, учителей, воспитателей, коллег. Даже если родители максимально отказываются от подобных установок, то на их детей скорее всего повлияют одноклассники или ближайшее окружение.
Колоссальная роль в ходе гендерной социализации отводится искусству, а именно книгам, фильмам, музыке, журналам и пр. Часто категории «мужское» и «женское» напрямую противопоставляются друг другу.
В большинстве случаев стремление к соответствию гендерным стереотипам рисуется как единственно верный ход вещей. Если он нарушается, то этот факт высмеивается, порицается членами общества.
Гендерные установки – это готовность к определенному виду социальной активности в системе межполового взаимодействия.
Сегодня максимально часто реклама может транслировать гендерные установки. Проблема подобного подхода заключается в том, что он не оставляет свободы выбора. Многие люди даже не думают о том, что возможны иные варианты адаптации в обществе. Население впитывает эти установки и транслирует их из поколения в поколение.
Гендерная социализация фактически не оставляет шансов тем людям, которые не вписываются в «традиционные» рамки поведения. Сегодня можно встретить «феминных мужчин» и «маскулинных женщин», которые подвержены высокой степени психологического давления, а зачастую и физического насилия.
Гендерные стереотипы – это упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей.
Установки и гендерные стереотипы
В обществе присутствует большое количество установок, которые подкрепляют гендерные стереотипы. К ним относят категории:
- «слабый пол»;
- «слабый пол».
Этот стереотип определяет рамки поведения человека еще до того, как он сам начинает осознавать себя личностью, проявлять собственный характер и интересы. С детства в девочках поощряется такие качества как скромность, милость доброта. Для мальчиков лучшими считают качества: стремление к лидерству, мужественность, активность.
Если девочка или мальчик показывают качества, которые характерны для другого пола, то общество порицает эти проявления. Часто очень строгими бывают требования к мужской и женской внешности. Но зацикленность на внешнем виде часто негативно сказывается на психике женщин, ввиду чего у них может развиться расстройство пищевого поведения или дисморфообия.
Дисморфофобия – это психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела. Обычно начинается в молодом или подростковом возрасте.
Сегодня фактически большая часть мира живет в модели, где мужчина является лидером во всех жизненных сферах. Он наделяется властным и моральным авторитетом. При такой системе женщина отодвигается на второй план. Она вынуждена подчиняться и думать не о себе, а о других.
Но при этом гендерная социализация иногда негативно сказывается и на мужчинах. Если мужчина не стремиться доминировать, то он также подвергается общественному порицанию.
В обществе господствует стереотип о том, что девочки раньше взрослеют, проявляют прилежность и аккуратность. Но с точки зрения гендерной социализации к девочкам во многом предъявляется больше требований, их воспитывают раньше, приучают более аккуратно относиться к вещам, помогать маме и быть послушными.
Минимизация негативных аспектов гендерной социализации
Чтобы минимизировать негативные аспекты гендерной социализации, необходимо:
- освобождаться от излишнего влияния гендерных установок;
- переосмысливать некоторые аспекты собственного поведения;
- приобретать навыки рефлексии, обращая внимание на собственные ценности, интересы, мотивы, мышление.
Современным взрослым людям часто сложно разобраться в собственном внутреннем мире, проанализировать паттерны собственного поведения. Необходимо обращаться к психотерапевту и психологу в случае возникновения психологических трудностей.
Кроме того, для современных людей важно учиться отказываться от стереотипов, в том числе и гендерных, чтобы выявить истинные, а не внушаемые ценности. Необходимо четко понимать, есть ли у человека право на собственные решения, проявления желаний, которые могут отличаться от установленных в обществе норм.
Целесообразно учиться выстраивать личные границы и отстаивать собственное мнение. Часто преодолеть трудности гендерной социализации можно при смене круга общения. Обстановка вокруг человека не дает задуматься о себе и вести себя так, как хочется. Если человек навязывает собственные ценности другому, то лучше минимизировать контакты или совсем прекратить общение. Нельзя стесняться игнорировать непрошенное мнение.