Классификация социологических школ и направлений
На современном этапе развития социологии сформировалось множество школ и направлений, которые в качестве предмета своего изучения рассматривают общественные и социальные процессы. В связи с этим создано несколько их классификаций.
На данный момент теории в социологии делятся по следующим признакам:
- По уровню обобщения теории подразделяются на теории среднего уровня, макросоциологические и микросоциологические.
- По объектам, которые подвергаются исследованиям, теории делятся на социоцентристские и человекоцентристские.
- По характеру развития социума в обществе теории делятся на конфликтологические и эволюционистские.
Концепции макросоциологии и микросоциологии
В макросоциологию входят теории, которые занимаются описанием крупных закономерностей в процессе развития общества. Также объектами исследования в данных теориях выступают процесс взаимодействия центральных элементов общественной системы и особенности межгрупповых отношений.
Микросоциология занимается изучением влияния межличностных отношений, существующих в малых группах, особенностей коллективного поведения на возникновение и развитие различных социальных явлений.
Основными понятиями макросоциологии являются: общество, власть, норма, революция. В микросоциологии основные понятия это - группа, лидерство, стереотип, девиация.
Таким образом, наглядно прослеживается резкое отличие в данных теориях и раздвоение цели, к которой стремятся данные теории в процессе развития современной социологии. Два этих направления долгое время развивались независимо друг от друга и только во второй половине 20 века возникли попытки их объединения, в результате которых возникли теории среднего уровня, описывающие процесс развития отдельных процессов и явлений в социальной сфере методом теоретического обобщения накопленных точных фактов.
Социоцентрические и человекоцентрические концепции социологии
Уже из названия данных теорий становится понятен предмет их изучения и главная движущая сила развития социального общества. Согласно социоцентристским концепциям, доминантой в процессе взаимодействия человека и общества, является общество, которое добивается полного растворения интересов и стремлений личности человека в общественных идеях и целях.
Человекоцентристские теории, напротив главный акцент своего внимания смещают на ценности, имеющиеся у каждого отдельного человека, его духовный мир, его стремление к гармоничному и всестороннему развитию.
Конфликтологические и эволюционистские концепции
На современном этапе развития социологии существуют две непримиримые концепции: конфликтология и эволюционизм. Основным отличием данных концепций является определение основы построения общества, его источника развития.
Конфликтология утверждает, что основой для развития общества является конфликт. Именно возникновение непримиримых противоречий между различными общественными группами и является источником развития социального общества.
Эволюционисты в свою очередь утверждают, что основой для развития любого общества является единство всех составляющих общество социальных групп.
Подводя итог вышесказанному можно сказать, что для процесса развития социологии в 20 веке характерно возникновение множества школ и течений, каждое их которых интересно, уникально и должно быть изучено подробнейшим образом.
Школа структурного функционализма
Еще одна школа современной социологии, которая заслуживает пристального изучения – это школа структурного функционализма.
Основоположником данной школы является Парсонс, который сформулировал основные принципы строения общества как структурированной системы. Он утверждал, что все социальные системы обладают четырьмя основными функциями. Рассмотрим их:
- Первая функция – адаптации, заключающаяся в приспособлении существующей социальной системы к изменениям внешней и внутренней ситуации в процессе развития общества
- Вторая функция – целедостижение, которая выражается в стремлении системы к определению и достижению поставленных целей, преодолению сложностей, возникающих в данном процессе;
- Третья функция - интеграции, выражающаяся в постоянном стремлении системы к объединению всех своих частей и функций,
- Четвертая функция - удержание образца. Ее основной задачей является постоянное развитие и обновление имеющейся системы общества, формирование мотивации каждого из его членов, изменение стереотипов и имеющихся у субъектов культурных и моральных принципов.
Основной идеей школы функционализма является идея системности. При этом, придерживаясь натуралистического подхода к процессу исследования общества, школа структурного функционализма объясняет идею существования «социального порядка», как социального равновесия, достигаемого с помощью общественного согласия.
Школа неоэволюционизма
Представителями данной школы являются Парсонс и Шилз, которые в своих теориях пытаются совместить идеи системности развития общества с идеями развития общества путем прогресса. Согласно их идеям общество это непрерывно развивающаяся система, в которой постоянно обновляются все входящие в нее общественные институты, адаптирующиеся к внешней среде и обеспечивающие тем самым выживаемость общества. Согласно идеям школы неоэволюционизма все социальные явления, происходящие в обществе, должны рассматриваться через призму их последствий.
Современные общества, делают вывод сторонники неоэволюционизма, достигли не только высокой степени экономической, но и культурной продуктивности, то есть стали способными осуществлять высокоэффективный контроль над собой и над окружением. Таким образом, содержание общественного развития по пути социальной эволюции, социального прогресса сводимо к усложнению системы и к росту ее адаптивных способностей.