Сущность общественного мнения и этапы его формирования
Общественное мнение выступает в качестве одного из типов массового сознания. Общественное мнение включает в себя явное или же скрытое отношение общества к происходящим событиям, к процессам, которые так или иначе отражают реальную действительность.
У общественного мнения есть субъект – это общности, а объектом общественного мнения являются события и процессы, социальные факты. Все они могут иметь как позитивную, так и негативную окраску.
Следует отметить, что общественное мнение формируется не единовременно, это происходит в несколько этапов:
- первый этап - зарождение общественного мнения. Оно предполагает формирование интересов к общественным процессам, фактам и явлениям. Общественное мнение может зародиться как на групповом, так и на индивидуальном уровнях. Объект вызывает у человека или социальной группы интерес, а субъект стремится достичь все возможные источники информации, чтобы получить достоверные и полные данные.
- второй этап – формирование общественного мнения. Обычно оно формируется относительно сложившейся ситуации, предполагает обмен мнениями на индивидуальном и групповом уровнях.
- третий этап – функционирование общественного мнения.
На третьем этапе формируется так называемая оценка, то мнение, которое и выступает в качестве суждения. Общественное мнение может переходить от вербальной формы к форме поведенческой, и это становится очередным этапом развития.
В социологии выделяют несколько условий, которые можно назвать предопределяющими в развитии теории общественного мнения, а также в функционировании общественного мнения. Например, первое и ключевое условие – значимость общественного мнения в современном мире и современной науке. Мнение должно быть актуальным и актуализированным, оно должно отражать темы и события, которые волнуют абсолютное большинство населения. Это значит, что общественное мнение формируется в отношении вопросов, которые касаются интересов людей в разных сферах жизни:
- экономической;
- политической;
- духовной.
Второе условие – дискуссионность общественного мнения и тех вопросов, которые обсуждаются в ходе его формирования. То есть – дискуссионность предмета рассмотрения общественности. Это могут быть вопросы, которые толкуются весьма многозначительно и основываются на различных оценочных суждениях. Уровень компетентности – третье, но далеко не малозначимое условие для развития и функционирования общественного мнения. Уровень компетентности подразумевает понимание содержания часто обсуждаемых вопросов и проблем, осведомленность общества относительно тех вопросов, которые станут определяющими в формировании мнения.
Таким образом, общественным может быть далеко не каждое высказываемое или выражаемое мнение. Им станет только то мнение, которое соответствует критериям социальной компетентности и критериям социальной значимости. Это мнение считается дискуссионным, оно может сформировать социокультурные практики на основе нескольких мнений. Общественное мнение может характеризоваться такими чертами, как масштабность (сфера охвата общественного мнения), распространенность среди тех людей, кому обсуждаемые вопросы могут быть интересны; направленность и поляризация, социальный ареал и устойчивость, интенсивность и скорость формирования общественного мнения.
Общественное мнение и личность
Общественное мнение влияет на личность, и главный инструмент воздействия – это манипуляция. Способ влияния преследует несколько целей, одна из которых – это изменить представления индивида о текущей ситуации и изменить его поведение в тех или иных условиях. В этом случае общественное мнение специально формируется самим манипулятором, а он в свою очередь воздействует на подсознание человека. Одна из целей воздействия – удовлетворение своих личных потребностей и реализация собственных пожеланий, причем руками других людей.
Исследователи уделяют особое внимание информации, ее форме, но при этом зачастую игнорируют содержание этой информации. СМИ активно принимают участие в становлении общественного мнения, поскольку они владеют и необходимой информацией, и механизмами, которые могут придать информации определенную выгодную окраску. Средства массовой информации формируют социальный образ конкретного явления, дают возможность передавать объемную часть информации крупным социальным группам.
Сегодня социальные сети точно так же, как и средства массовой информации очень активно развиваются. Они также оперативно обрабатывают различные объемы информации, переносят данный с одного уголка планеты на другой. На это требуются доли секунд, хотя раньше на перенос информации уходило неопределенное количество времени, и в этом состоит огромный плюс современных технологий. Но это же создает и конкуренцию между источниками и механизмами формирования общественного мнения, поскольку новые инфоповоды появляются регулярно, а отследить их все зачастую просто невозможно.
Есть еще один метод, пользующийся популярностью у специалистов – это убеждение. Оно также играет влиятельную роль в формировании общественного мнения. Убеждение действует на сознание личности, но обращается скорее к собственному критическому суждению. Факты упорядочиваются в логическом порядке, а субъект приобретает новую роль – он становится частью формирования общественного мнения. Убеждение приобретает особую силу, если оно находится в специальных созданных установках.
Как уже было обозначено, в общественном мнении и его формировании особое значение играет информация и ее распространение. Это происходит в несколько приемов, поэтому у человека не остается сомнений в том, что имеющиеся данные совершенно правдивы и являются для него единственным верным решением. Тут играют роль фрагментарность информации, персонализация и отвлечение внимания от более важной информации, ведь зачастую акцент делают на мелкие и незначительные события.