Морис Мерло-Понти (род. 1908 — ум. 1961) – французский мыслитель, один из основоположников феноменологической социологии.
Назначенный профессором в Коллеж де Франс в 1952 году, Морис Мерло-Понти был весьма уважаемым профессиональным философом, прославившимся своими специализированными работами в области феноменологии и психологии.
Феноменология социальных процессов
Мерло-Понти сотрудничал с Жан-Полем Сартром и Симоной де Бовуар в создании и редактировании журнала «Les Temps Modernes» в Париже сразу после Второй мировой войны. Под влиянием Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера Мерло-Понти разрабатывает собственную феноменологическую концепцию, оставившую след в экспериментальной философии и гештальтпсихологии.
Концепция Мерло-Понти сфокусирована на человеческом восприятии и поведении. В своей работе "Структура поведения" он представил интерпретацию различий между ментальной, биологической и физической сферами человеческого существования.
С появлением в 1945 году его работы, посвященной феноменологии восприятия, Мерло-Понти в «табели о рангах» мирового научного сообщества встал на один уровень с такими философами, как Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр.
Подобно им, Мерло-Понти представил собственную теорию человеческой субъективности – однако его теория, как он утверждал, отличается большей технической и методической точностью. С точки зрения экзистенциалистской парадигмы, в рамках которой субъективность предполагает в первую очередь приоритет человеческой свободы, он анализирует марксизм и политические движения, ориентированные на идеи Карла Маркса. Острые и зачастую провокационные выводы, полученные им в результате исследования, вызвали критические отзывы как «справа», так и «слева».
Множество известных ученых - современников Мерло-Понти – увидели в его работах важнейший вклад в феноменологические исследования человеческого существования в окружающем мире. Мерло-Понти представил революционное понимание и толкование многих привычных понятий; его философия – прежде всего философия развития, в ходе которого потенциально возможное становится историческим настоящим.
Феноменология культуры
Человеческая культура понимается Мерло-Поти как особая система символов. Главная задача философской рефлексии – все более глубокое понимание этой системы и составляющих ее символов. Их внутренний «логос» ведет воспринимающего культурные символы человека от изначального безмолвия окружающего мира и его первичного восприятия – к слову как главному символу или знаку человеческой культуры. На этом пути бесконечное множество человеческих индивидуальностей, природные и культурные феномены, прошлое, настоящее и будущее – все объединяется, интегрируется в единое целое. Основная роль принадлежит здесь слову, речи, языку. Речь и слово делают человека истинным субъектом исторического процесса, а не только его объектом. Задолго до рождения конкретного человека началась активность человечества по созиданию культурных символов и смыслов, эта деятельность будет продолжаться еще долго после его кончины – однако сам факт обладания речью делает его участником этой многовековой цепи.
Диалектика Мерло-Понти
Мерло-Понти рассматривает человека на фоне исторического бытия в целом и истории как диалектики «смысла» и «бессмысленности». Ничто в истории никогда не может иметь лишь одно-единственное значение; смысл любого исторического явления всегда неоднозначен – все, что происходит в мире, можно увидеть и рассмотреть с бесконечного числа точек зрения.
Мерло-Понти называли философом двусмысленности, противоречия, диалектики. Его главным поиском всегда является поиск "смысла" – мира и человеческого существования в этом мире.