Экономическая социология: понятие и предмет
В последнее время отдельную важную нишу в экономической науке заняли вопросы, которые касаются управления персоналом, регулирования и управления социальными и трудовыми процессами, вопросы кадровой политики. Это придает особую значимость тем ее отраслям, которые изучают трудовую деятельность человека.
Ряд ученых подчеркивают, что все эти отрасли имеют единый предмет исследования, и заключается он в социальной составляющей труда.
Экономическая социология – это отдельное социологическое направление, изучающее систему социальных и экономических процессов в хозяйственной деятельности с точки зрения социальной теории.
Экономическая социология исполняет следующие функции:
- познавательная;
- объясняющая;
- оценочная;
- прогностическая;
- управленческая;
- прикладная.
Экономическая социология таким образом выступает в качестве сформированного направления социологии. Она изучает закономерности появления, развития и утверждения социальных отношений. Эти отношения могут испытывать значительное воздействие извне – со стороны социальных установок, которые формируются в результате производства, обмена и потребления социальных благ и ресурсов.
Предметом экономической социологии являются общественные отношения, которые формируются в сфере применения труда, а также отношения касательно распределения, обмена и потребления социальных благ. Они могут иметь последствия для развития социально-трудовой сферы, и эти последствия также считаются предметом экономической социологии. Если в комплексе изучать все перечисленные отрасли и направления, то появляется больше возможностей для их стабильного контроля, регулирования, а также для создания эффективных и безопасных условий взаимодействия с макроэкономическими факторами развития.
Предмет экономической социологии в более узком смысле – это экономическое поведение человека или более крупных социальных групп, а также общественные явления в экономике, в которых задействован человек, и где он испытывает необходимость в удовлетворении собственных потребностей в получении товара, услуги и самоактуализации как активного социального и экономического субъекта.
В экономической социологии используется несколько методов, благодаря которым можно не просто спрогнозировать отдельные события и явления, но и создать модели условий, в которых индивиды могут как можно более эффективно актуализироваться и самоутверждаться. Первый и крупный метод – это метод социологического моделирования. Он заключается в воспроизведении социальных процессов в более простых формах, после чего проводятся необходимые действия с полученными в результате моделирования аналогами реальных социальных процессов или явлений. Социологическое моделирование осуществляется в несколько этапов:
- формализация социальных явлений или процессов, конструирование модели;
- поиск решения проблемы;
- анализ результатов по изучаемому процессу.
Второй метод – это социологическая экспертиза. Исследователи проводят особые эксперименты, чтобы выявить глубину и длительность отклонений по ведущим направлениям экономической деятельности и экономического развития общества. основная задача экспертизы состоит не только в изучении, но и в оказании содействия по интеграции новых форм социальной организации управления социумом, по повышению эффективности этого управления. Экспертиза считается наиболее качественным исследованием, поскольку ее можно проводить с периодичность и вовремя выявлять отклонения от норм.
Модель человека в экономической науке
Человек в экономической системе упрощается. Это делается для того, чтобы наука получила более объективные и чистые данные. Выдвигаются гипотезы, что индивид обладает определенным набором данных, которые влияют на его экономическое поведение и состояние. Поэтому очень важно рассматривать особое понятие – «экономический человек».
У экономического человека есть отличительные характеристики. Например, он постоянно находится в условиях ограниченности ресурсов и не всегда может удовлетворять свои текущие потребности. У экономического человека имеется необходимость в постоянном выборе, и от того, насколько успешно он будет восполнять эту необходимость, зависит его положение в обществе и состояние социума в целом.
Выбор человек делает под влиянием не одного, а двух факторов. Предпочтения индивида состоят в его привычной среде обитания и жизнедеятельности, а также в его потребностях, в том, чего он хочет в определенный момент или в течение длительного времени. Ограничения – это пределы возможностей индивида в получении определенного блага. В экономической науке более значимыми факторами являются именно предпочтения. Они выделяются, уникализируются и унифицируются для того, чтобы проследить, как индивид реагирует на те или иные изменения и трансформации в обществе.
Экономический человек в теории может всегда оценить собственный выбор, и понимать он будет это так, насколько этот выбор соответствует его текущим потребностям. При этом индивид руководствуется своим мировоззрением, своими интересами. Он действует в поисках собственной выгоды, и отсюда возникает экономическое взаимодействие обмена. Индивид может удовлетворить потребность другого индивида, а тот в обмен сможет сделать то, что желает индивид. Человек может быть рациональным, может быть иррациональным, а также может быть описан с точки зрения своих духовных потребностей. В экономике отсутствует единая система моделей человека, поскольку наука допускает существование бесконечно множественного набора человеческих качеств, присущих экономическому человеку.