Социология моды
Мода – это часть социального процесса. Первые теории моды в науке возникли в конце 18 века. Представители социологии моды пытались объяснить сущность этого явления и причины, по которым мода формируется в общественном сознании и закрепляется в нем.
С самого начала мода имела исключительно эстетическое значение, но И. Кант предпринял попытки рассмотреть моду еще и через призму философии. Именно в тот период и появились первые, концепции моды как социального и культурного феномена. Окончательно они сложились к началу 19 века, привлекая к себе всеобщее внимание исследователей и теоретиков. Среди множества концепций моды самыми популярными и востребованными стали:
- концепция подражания;
- концепция элитарности моды;
- концепция гендерности моды.
В формирование этих концепций особый вклад внести такие исследователи, как Г. Тард и Г. Зиммель. Конечно, не обошлось и без вклада И. Канта, но он считается скорее основоположником, а его последователи развили модные концепции, сделав из значимыми в социологическом дискурсе.
Например, И. Кант в основе моды видел подражание и сделал предположение о том, что мода – это не широкое, а скорее очень узкое понятие. Подражание – это основа моды, ее обычая, и на подражании выстраиваются модные традиции. Сущность моды состоит в том, что она полностью противопоставляется обычаям. Если обычаи – это что-то очень устоявшееся и привычное, то мода здесь выступает в качестве иного явления. Она может формироваться очень быстро, и так же быстро модные течения сменяют друг друга. Разница между модой и обычаем состоит еще и в том, что обычай может быть зафиксирован, а моде свойственна новизна, она динамична в своем развитии. И. Кант сопоставляет моду с непостоянным образом жизни, который в разные исторические периоды сменяется. Следование моде проявляется через разные процессы, но в основном человек сравнивает себя с окружающими, понимает, что подходит ему, а что нет. Также мода помогает быть в центре происходящих событий, быть «в тренде», как сказали бы современные люди. Исходя из этого, философ приходит к выводу о том, что мода распространяется не горизонтально, а сверху вниз. То есть, она возникает в высшем сословии, а затем уже доходит и до низших сословий.
Вслед за И. кантом теорию моды изложил и Г. Тард. Он уделил большое внимание рассмотрению концепции подражания. Ее он выделил как основной закон развития общества, так как с его помощью можно объяснить многие социальные законы общества. Подражание – это механизм, на котором строятся эти законы, и именно благодаря подражанию общество существует и развивается, потому что в подражании есть некоторая доля конкуренции, а также желание быть как все, но создавать более качественные товары и услуги.
Мода и гендер
И. Кант затрагивал и гендерные особенности, когда проводил анализ моды. Исследователь объяснял, что женщинам в большей степени присуща склонность ко всему прекрасному, и они более подвержены моде в подборе одежды, аксессуаров и выборе образа жизни, нежели мужчины. Эта их тяга к моде проявляется еще и в желании заинтересовать окружающих, понравиться противоположному полу. Женщины хотят вызывать чувства зависти у других женщин, и им это кажется совершенно нормальным. Вместе с тем мода позволяет делать это. Она позволяет обладать теми благами, которые доступны далеко не каждому человеку. Мода – это как храм, в который имеют доступ не все.
Стоит сказать, что в увлечении модой у мужчин И. Кант видел извращение мужского начала. В то время это действительно казалось странным, и больше такие мнения опирались на стереотипы. Сейчас же мода перестала быть столь ограниченной. Ведущими модными домами заведуют мужчины, мужчины становятся востребованными моделями и законодателями мод. К тому же, как ни странно, но сегодня мужчины могут прочувствовать модные веяния и течения чуть ли не глубже, чем сами женщины. Поэтому современный мир так активно меняется, и сегодня мода практически принадлежит мужчинам.
Концепция подражания Г. Тарда очень хорошо раскрывает некоторые особенности гендерного разделения и гендерной традиции в рамках моды:
- пользоваться славой и известностью – значит быть в моде. И это является уделом как мужчин, так и женщин. Сегодня всем хочется быть известными, иметь статус и играть значимую роль в обществе. И в данном случае нет разницы, мужчина это или женщина;
- подражание распространяется сверху вниз. К высшему сословию принадлежат как женщины, так и мужчины. А еще мода постепенно размывает гендерные стереотипы и границы, в связи с чем появляется возможность примерять на себя мужские или женские атрибуты и аксессуары, адаптировать их под собственный стиль.
Большое значение в этом плане имело возникновение феминистического движения, когда женщины стали облачаться в брюки и строгие костюмы мужского кроя. Это оказалось серьезным изменением в жизни общества, ведь до этого только мужчины имели право носить такую одежду, а женщины носили традиционные платья. Эта мода оказалась устойчивой, и по сей день женщины имеют свободу в выборе того, во что им одеваться, какую профессию выбирать, как выстраивать свою жизнь и какие приоритеты ставить на первый план.
Несмотря на то, что эти изменения стали удобными для женщин, они большую часть общества скорее обеспокоили. Такие трансформации стали если не потрясением, то кратковременным шоком для общественности. Но современная мода показала, что в контексте сегодняшней жизни размытие гендера – это скорее не нечто необычное и нетипичное, а закономерный процесс, к которому следует привыкнуть и смириться с ним. За это выступают и мужчины, и женщины, и ведущие модные законодатели, и модные критики. Прогнозировать дальнейшие изменения нелегко, поскольку мода имеет эффект непредсказуемости. В связи с этим исследователи не рискуют высказывать предположения относительно того, каким образом мода и гендер будут соотноситься через 5, 10, 15 и более лет.