Сущность нетрадиционных религий и причины их возникновения
Нетрадиционные религии – это религиозные движения (а также организации, ими созданные), которые вышли за рамки традиционных национальных и мировых религий, но используют их идеи символы и обряды. Также они носят названия: альтернативные культы или неокульты, внеконфессональные (надконфессиональные) верования, новые религиозные движения.
Мировые религии вместе с национально-государственными, своим влиянием охватывают, большинство стран в современном мире.
Дмитрий Розет в своем труде «Определения и признаки культа» выдвинул четыре подхода к определению культа.
Первый подход - популярный, поддерживаемый журналистами и политиками. Так как они не специалисты в данном вопросе и преследуют популистские идеи, то действуют в соответствии со следующим принципом: культ-это все, с кем я не согласен.
Второй подход - психологический, основой которого выступает убеждение, что культы насильственно меняют человеческое мышление, и что человек в определенных условиях может превратиться в жертву воздействия такого рода. В рамках психологического подхода используют два термина: деструктивный культ и тоталитарная секта.
Тоталитарная секта – это группа, со свойственным ей жестким авторитарным управлением, которое сознательно отрывает человека от общества и ограничивает его самостоятельность мышления и возможность делать выбор.
Деструктивный культ – это группа, учение и действия которой могут наносить вред физическому или психическому здоровью человека, отрицательно влияя на его общественную, семейную и личную жизнь.
Третий подход – социологический, он рассматривает культ как молодую энергичную группу, только, в отличие от секты, она не имеет исторических связей с какой-либо церковью, ранее самостоятельно существующей в рассматриваемом обществе.
Культ – это религиозное нововведение или заимствованное из какой-либо иной культуры, или самостоятельно зародившееся внутри рассматриваемой культуры.
Четвертый подход - богословский, базируется на понятии христианской ортодоксии или исторического христианства. Майкл Лангоуни определял культ как группу, проявляющую чрезмерную привязанность к какому-то человеку, вещи или идее.
Появление нетрадиционных религий
Нетрадиционные религии начали свое распространение в США и Европе в конце 1950-х годов, а в странах СНГ – в конце 1980-х. Причинами появления нетрадиционных религий многие ученые называют кризис постиндустриальной культуры:
- масштабные ценностные трансформации после Второй мировой войны;
- секуляризация квазирелигиозным сознанием;
- усугубление чувства трагичности от бесперспективности разрешения нарастающих проблем;
- феномен социальной робинзонады личности, рост чувства одиночества человека, бессилие, отчужденность.
Иными словами, под термином нетрадиционных религиозных движений понимают спектр движений, основанных на новых взглядах на религию и духовность, а также предоставляющие своим последователям свободное членство, и заканчивая общинными организациями, требующими от своих последователей значительного уровня соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, отделяющей их от остальной части общества.
Классификация нетрадиционных религий
Классифицировать нетрадиционные религии крайне сложно. Специалистами-религиоведами из всего многообразия культов условно было выделено пять типов нетрадиционных религий:
- Неохристианские объединения, включающие ряд сект, распространенных на территории СНГ, к ним относят «Международную церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и пр. Они характеризуются стремлением объединить христианские вероучения и элементы восточных религий.
- Сайентология – объединяет ряд космических религий, наукообразно и мистически трактующих различные неисследованные явления психики человека и окружающей его природной среды, например, как связаны Земля и высшие космические силы, наличие контактов в неопознанными летающими объектами;
- Неоориенталистские культы – включающие «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссию Божественного света» и пр. Все эти учения восточного происхождения, представляют воплощение культур буддизма и индуизма. Их характерная особенность – антирационалистическая направленность, а также психофизическое воздействие на людей.
- Сатанинские группы – «Церковь Сатаны» - ими возвеличивается значение зла и насилия, проповедуется общение с мистическими источниками зла – демонами и Сатаной. Их деятельности характерна особая жестокость и таинственность ритуалов посвящения и отправления культов.
- Религиозно-мистические культы – распространенные оккультные учения, новая магия, спиритизм, астрология, колдовство, целительство и прочие явления. В России именно такого рода организации в последние годы набирают популярность.
Митрохин Л.Н. в своей работе «Религиозные культы США» привел обобщенную характеристику основных особенностей новых религий:
- управление в руках единственного харизматичного лидера, убеждающего в обладании им нового уникального знания о боге и реальности;
- лидером создается коммуна, в которой его называют «отец»;
- лидер разрабатывает свод правил, обязательных для соблюдения членами культа, но не всегда соблюдает их сам;
- катастрофическо-апокалиптический взгляд на мир;
- члены культа часто отказываются от своего имущества в пользу «семьи»;
- практически полная изоляция от внешнего мира.
Иными словами, новые религиозные движения схожи с классическими, как правило, их вероучение разработано на базисе признанного священного текста, также существует определенная система поклонения и ритуалов, создан ряд культовых сооружений и пр. Обязательно разрабатывается система ценностей и правил поведения, обязательных для последователей. Нетрадиционность проявляется спецификой их учений, идей, нравственных установок и пр. Также они противопоставляются традиционным вероучениям. Прибывшие из-за рубежа миссионеры говорят о, что конфессии с древней историей не способны удовлетворить духовные потребности человека. Отдельными мировыми религиями полностью отвергаются старые священные тексты, а другие трактуют их по-своему. Крайние формы нетрадиционных движений полностью отвергают гуманистические ценности и требования морали.