Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Массовое сознание в философии

Массовое сознание как объект изучения в философии

Определение 1

Массовое сознание является самой примитивной формой существования общественного сознания.

Это особенная форма, которая присуща многим неорганизованным массам людей. Оно формируется как совпадение в определенный момент базовых и самых главных частей сознания многих различных «классических» групп общества, однако оно несводимо к ним. Данное качество является новым, оно возникает из совпадений определенных частей в психологии деструктурированных по каким-то причинам «классических» групп. Из-за нехватки особенностей источников своего возникновения и неопределенности собственного носителя массовое сознание, как правило, имеет обыденный характер.

Определим основные свойства, характерные для массового сознания. К ним можно отнести:

  • эмоциональность
  • заразительность
  • мозаичность
  • активность
  • изменчивость.

Массовое сознание в философии Фридриха Ницше

Одной из глобальных проблем философии с давних времен считается проблема массового сознания. Согласно словам немецкого мыслителя Фридриха Вильгельма Ницше, когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой. Говоря о таком понятии, как «масса», имеются в виду не группы и объединения.

Замечание 1

Объединение являются частью общества, имеющей системы, признанные нормы, культуру и идеалы, и занимает значимое место в истории. Масса, в свою очередь, не считается частью общества. Для нее не характерны такие понятия, как организация и структурирование, она не имеет культурной ценности, ее образ поведения и самовыражения в корне отличается и определенных человеческих групп, объединений и классов.

«Массовое сознание в философии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В движении массы личность человека пропадает, и каждая ячейка, образующая массу, принимает одно направление и цель. Для такой совокупности людей, как масса, свойственна коллективная душа, но, конечно, она имеет временный характер. Человек, пробыв определенный отрезок времени, среди массы или толпы, находясь под воздействием токов, которые исходят от этой массы, или под каким-либо другим влияниям - неизвестно, оказывается в таком состоянии, которое начинает напоминать состояние загипнотизированного человека.

Человек, находясь под влиянием массы, приобретает сознание огромной силы, и это сознание дает ему подчиняться таким инстинктам, каким бы он ни за что не поддался в одиночестве. В массе же он не пытается скрыть и заглушить данные инстинкты, так как он перестает нести за них ответственность, которое всегда сдерживало его. Такая ответственность у многих индивидов пропадает в толпе.

В массе наблюдаются такие проблемы, как отгораживание от правды и принятие ее в своей, вымышленной форме, которая не соответствует действительности, а также отрицание очевидных вещей, которые не нравятся массе и не устраивают ее. Каждый индивид, входящий в состав массы, очень склонен к внушению и теряет способность принимать решения в одиночку и самостоятельно, основываясь на интересах толпы, а не собственных.

Массовое сознание в понимании Я. В. Любимого

По словам Я.В. Любимого «…субъектом массового сознания может быть индивид, а также группа, класс, общество в целом, сочетание различны сообществ людей в глобальной цивилизации». Соответственно, любой человек и общество в целом есть носители массового сознания, вне зависимости от социальной и национальной принадлежности, так как любой человек -это представитель определенной социальной общности.

Массовое сознание как общественное сознание невозможно без сознания индивидов, но и оно носит надындивидуальный характер. Принятие индивидов в качестве носителей массового сознания не предполагает равенства с индивидуальным сознанием, поскольку не все содержание сознания образующих его масс входит в сознание массы. Оно отражает только единые для массы понятия, познания, ценности, нравы, интересы.

Масса сильно нуждается в лидере, который бы направлял массу в нужном русле, его черты в обязательном порядке должны подходить насущным потребностям народа, его идеи должны выражать нужды массы. Для того чтобы пробудить в субъектах массы веру в определенные идеалы, лидер должен быть предан какой-либо идее и обладать сильной волей.

Создавать и укреплять веру – это основная задача всех лидеров. «Дать человеку веру значит удесятерить его силу». Так как для массы не характерны сомнения, и она твердо верит и следует своей цели, не сомневаясь в собственных силах, ей присущи такие качества, как непоколебимость и сила духа.

У субъектов массы практически полностью пропадает чувство ответственности и боязнь наказания, которые являются фактами, которые сдерживают поведение отдельно взятых людей. Сплоченность субъектов общества, образующихся в определенную социальную группу, может быть как негативным, так и позитивным фактором зависимо от места, времени и цели образования массы. Эмоции и действия, которые появляются в массе, нередко противоположны тем чертам, которые характерны отдельной личности по причине влияния на нее заражения, которая возникает вследствие внушения. Непосредственно в массе люди утрачивают свои собственные характеристики и перевоплощаются в массового человека, уничтожая свои личностное качества и черты.

Массовое сознание в философии Хосе Отрег-и-Гассета

Рассмотрим взгляды испанского философа и социолога Хосе Ортега-и-Гассета на массовое сознание и его особенности. Он называет массой тех, кто плывет по течению, не имея ориентиров. Поэтому объект массы не понимает, даже если возможности и силы его безграничны. По его словам, отличительная черта заключается в том, что заурядные люди, не обманываясь по поводу собственной заурядности, без страха заявляют о своем право на нее, и навязывают ее абсолютно всем.

Раньше мир был объединением массы и самостоятельных меньшинств. Нравственные, умственные и эстетические качества переживаются обществом в процессе деятельности и общении и называются высшими чувствами, потому что в них заключается богатство эмоциональных отношений человека к реальности. В названии чувств «высшими» подчёркивается их обобщённость, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфический человеческий характер. Однако понятие «высшие чувства» несколько условно, т.к. к ним приходится относить и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), на самом деле это низменные эмоциональные проявления личности.

Дата последнего обновления статьи: 15.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot