Марксистская формационная парадигма общественного развития – это концепция, рассматривающая историю развития общества как дискретную, состоящую из качественно различных периодов, каждый из которых является новой, более высокой ступенью качественного и количественного развития общества по сравнению с предшествующей. При этом важнейшими движущими силами общественного развития выступают производственные силы и производственные отношения.
Суть формационного подхода
К. Маркс – это великий немецкий философ, экономист, политический журналист. Его научные труды и публикации легли в основу диалектического и исторического материализма, теории прибавочной стоимости и теории классовой борьбы.
Главный труд Маркса - «Капитал». Маркс одним из первых разработал развернутое представление об обществе, как о системе. Исследование его трудов актуально и в современности, поскольку именно он рассмотрел механизмы развития социально-исторического процесса с оригинальной точки зрения, что позволило описать многие феномены, сопровождающие жизнь социума в конкретный период времени.
Производственные силы и отношения
Согласно концепции Маркса, базис общества составляет способ производства материальных благ. Данный базис состоит из:
- производственных сил;
- производственных отношений.
Производственные силы представляют собой ресурсы и средства, которые обеспечивают процесс производства. Они могут быть естественными, человеческими, включать в себя уровень развития науки, промышленности, технологии.
Производственные отношения – это формы собственности на средства производства. Они соответствуют определенной стадии развития производительных сил
Собственность может быть:
- общей;
- частной.
Общая собственность – это принадлежность вещи не одному, а одновременно двум или более лицам (сособственникам). Право общей собственности является правом двух и более лиц сообща, по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом, составляющим единое целое.
Частная собственность – это одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.
Над общественным базисом, согласно мнению Маркса, возвышается своего рода надстройки: политические, юридические, духовные.
Под такими надстройками автор понимает, прежде всего, право и государство, а также формы общественного сознания, к которым относит искусство, политику, религию и мораль. Способ производства настолько сильно важен, так как он обусловливает социальную, политическую жизнь общества, а также систему духовного развития сознания людей. Другими словами, не сознание людей определяет их бытие, а бытие – сознание.
На известной ступени развития все производительные силы могут вступать в противоречие с существующими производственными отношениями и изменением экономического базиса, что приводит к перевороту в вышеописанных надстройках.
В своем учении Маркс разрабатывал понимание механизмов и ступеней общественного развития. При этом термин формация был заимствован им из геологии и означал в буквальном смысле комплекс тесно взаимосвязанных горных пород в вертикальном и горизонтальном пространственном отношении.
Типы общественно-экономических формаций
Общественно-экономическая формация, в свою очередь, определяется как конкретно-исторический тип общества с оригинальным способом производства и социальной структурой, политической системой и типом духовной жизни.
К. Маркс выделял пять типов формаций:
- первобытнообщинную;
- рабовладельческую;
- феодальную;
- капиталистическую;
- коммунистическую.
Каждая из формаций имела уникальные исторические и социальные черты.
Например, рабовладельческий строй представлял собой первую в истории человеческого общества общественно-экономическую формацию, основанную на эксплуатации человека человеком, без учета прав и свобод. Этот строй считается критическим в психологическом плане, поскольку он нарушает права и свободы личности напрямую, не учитывая индивидуальность личности, ее возможностей.
Феодализм представляет собой среднее звено целостного процесса диалектики смены общественно-экономических формаций и лежит между рабовладельческим строем и капитализмом.
Капиталистическая формация основывается на частной собственности буржуазного класса на средства производства и эксплуатации капиталом наемных рабочих, которые лишены средств производства и вынуждены продавать собственную рабочую силу. Этот строй сменил феодализм, и он являлся последней в истории человечества общественно-экономической формацией антагонистического характера.
Необходимо отметить, что Маркс являлся сторонником революции. Он обосновал теорию конфликтов. Социальную революцию Маркс определял как переход от одной менее прогрессивной формации к другой, которая считалась более прогрессивной. При этом происходит глубокое качественное преобразование общественных отношений при резком, конфликтном, тотальном сдвиге в социальных отношениях.
Также необходимо понимать делит общество на классы и описывает теорию классовой борьбы. Она часто подвергалась критике, но при этом не лишена рационального смысла.
Теория классовой борьбы – это концепция, которая описывает столкновение интересов и противодействие общественных классов.
Классами Маркс называл социальные группы, которые находятся по отношению к друг другу в неравном положении и борются между собой. Они также неравны по отношению к средствам производства, образу жизни и уровню образования.
Маркс отмечал, что классов нет в первобытных обществах и при коммунизме. Он утверждал, что здесь присутствует коллективная собственность на всех средства производства. Поэтому данные черты можно назвать отличительными для указанных общественно – экономических формаций.