Социальные функции театра
Театр является одной из лучших школ жизни, о чем писали многие исследователи. Он выступает в качестве значимого источника информации о мире, о жизни и ее укладе, о том, каким образом человек растет, развивается и познает окружающий мир. А еще важно то, что театр дает индивиду повод анализировать и рефлексировать. Театр вызывает раздумья о том, в чем состоит смысл жизни, о том, зачем существует человек. В этом и состоит цель искусства, в том числе и цель театра.
Одна из значимых социальных функций театра –познавательная. Благодаря познанию осуществляется передача богатого социального опыта от старшего поколения более младшему. Развитие театрального искусства на международном уровне обеспечило передачу социального опыта от одних стран и народов другим странам и народам. Поэтому крайне важно начинать приобщать ребенка к театру еще с раннего возраста, так как психика маленького человека более гибкая, и он может лучше воспринимать новые установки, нормы и ценности. В театральной школе люди учатся общаться друг с другом, учатся не только брать что-то у окружающего мира, но и давать ему что-то взамен.
Помимо познавательной функции исследователи делают акцент на таких функциях театра, как:
- эстетическая;
- развлекательная;
- коммуникативная;
- социализирующая;
- компенсаторная;
- игровая;
- нормативная.
Все перечисленные функции обеспечивают полифункциональность театров и обусловливают их важную роль в жизни общества. В искусстве существует два типа театров – профессиональные и любительские. В профессиональных театрах служат специально обученные актеры, а любительские театры чаще всего создаются по инициативе именно тех, кто неравнодушен к обществу и его проблемам. Любительские театры имеют большое значение для тех, кто еще не до конца познал самого себя, у кого есть желание узнать что-то новое и интересное, сделать мир лучше и помочь другим точно так же стать частью крупного сообщества.
Театры – это не только развлечение. Если говорить об их социализирующей функции, то она связана с престижем актерской профессии, и модностью тех продуктов, которые производит театр. Посмотреть модную нашумевшую постановку или спектакль, где играет один из самых популярных и востребованных артистов – это «дело чести» для каждого статусного человека.
Роль любительских театров в вогспитании подростков
При организации работы с подростками, чья личность еще не до конца сформировалась, необходимо помнить о том, что важную роль в формировании будущих профессиональных, а также личностных качеств молодых людей чаще всего играют именно преподаватели. Их профессионализм, умения и терпение – это то, от чего зависит самостоятельность изучения материалов, самостоятельность постановки новых задач и их решения. Главная задача руководителя любительского театра – увлечь и влюбить членов коллектива в совместное творчество, создать благоприятную атмосферу, в которой каждый участник театрального процесса будет адекватно оценивать себя и свои силы.
Театральное искусство является одной из многочисленных форм воздействия на индивида. Театр влияет на развитие творческого потенциала подростков, и участие в процессе театрального творчества способствует развитию очень многих качеств, которые в дальнейшем понадобятся подросткам для успешной реализации собственных профессиональных ориентаций и амбиций. У любительских театров, кстати, есть свои собственные функции, которые немного отличаются от функций обычных театров. Например, одна из таких функций – ориентационно-гуманистическая. Она реализуется на основе выполнения творческих и педагогических задач, которые связаны с формированием у подростков восприятия окружающего мира. Также эта функция имеет особое значение, если говорить о самосознании и самооценке подростка, о возможности самоопределения и творческого развития благодаря тем навыкам, которые он приобретает в ходе своей творческой и театральной деятельности.
Креативная (развивающая) функция имеет более творческое воздействие. Она способна проникать во все сферы деятельности коллектива любительского театра. При этом она интегрирует все остальные функции. Креативность подростка – то, что дает ему возможность воспроизводить собственные индивидуальные идеи, адаптировать уже имеющиеся идеи под условия социальной реальности. Любительские театры имеют свое преимущество, и оно состоит в абсолютной добровольческой деятельности. это значит, что человек становится частью театра не потому, что его заставили быть частью театра и осваивать его нормы и ценности. Это значит, что подросток становится частью театра, где он хочет быть, где он хочет и готов делиться своим опытом и впечатлениями.
Любительские театры – это источник информации и образования. Соответствующая функция реализуется через овладение подростками специфическими знаниями и технологиями, направленными на актерское творчество. Исходя из вышеназванных функций, следует отметить, что приобретенное актерское искусство и мастерство, которое преподают в любительских театрах, позволяет решить многие образовательные и информационные проблемы, с которыми сталкиваются подростки. Эти механизмы позволяют в результате снизить до минимума негативное влияние внешних факторов, которые так или иначе касаются индивидов. Важным аспектом, привлекающим подростков в любительский театр, является общение. В сфере общения происходит обогащение его содержания, углубление познания другого человека, развитие различных коммуникативных навыков. Общение составляет фундамент театрального любительства и является важным процессом всей «жизнедеятельности» коллектива. Таким образом, любительские театры играют значимую роль в социализации подростков, в их благополучии и адаптации.