Социология личности и ее проблемное поле
Личность и вопросы, которые касаются ее становления, развития и внутренних установок на протяжении долгого времени занимают приоритетные позиции в социологической науке. Это обусловлено тем, что человеческая личность играет знаковую роль в общественных отношениях. Изучая личность человека, невозможно не учитывать его потребности, ведь от этого во многом зависит вектор всего мирового развития. Интересы личности – то, что играет серьезную роль в восприятии ею социальной реальности. Поэтому личности без сомнения признана социальным явлением, уникальным и непостижимым до конца.
В обществе человеческая личность – это и потребитель, и продукт. Двоякость роли отражает уникальность самого человека. Он может потреблять производимые блага, а может быть и сам продуктом производства. Он одновременно и создатель, и уничтожитель. Являясь одновременно и предметом, и объектом социологических исследований, человек рассматривается с точки зрения разнообразия статусов и ролей.
Совокупность социально-значимых качеств индивида, его характеристики и черты выражаются в его личности. Личность в более общем смысле этого слова – социальная характеристика человека, результата многовекового развития общества. в процессе жизнедеятельности человек социализируется. степень его социализации определяет, насколько общественный опыт усвоен личностью, принят человеком, и каким образом личность влияет на происходящие события и явления.
Поскольку изучение личности занимает особое место в социологическом знании, то со временем образовалось новое направление – социология личности. На сегодняшний день оно все еще находится на стадии разработки, но многие вопросы и направления уже актуализировались, а проблемное поле отразило множество противоречий, которые нуждаются в разрешении. Например, существует ряд определений понятия «личность», которые отличают его от других, похожих по смыслу, но разных по значению терминов («человек» и «индивид»): 1. личность в первую очередь – субъект, который осуществляет деятельность сознательно. Он принимает активное участие в социальных отношениях, обменивается знаниями и опытом, может принимать решения относительно своего развития и развития группы, в которой он состоит; 1. личность – это наиболее общее, но особое качество. Оно определяет степень вхождения индивида в отношения, включенности в принятие решений, которые могут оказаться значимыми для развития группы и сообщества в целом; 1. личность выступает в качестве индикатора общественного сознания; 1. личность – это индивид, который объединил в себе биологические и социальные черты. Природные биологические черты могут определять его социальное состояние, возможности развиваться, вступать в отношения, осуществлять различные виды деятельности и реализовывать свои потребности на практике.
Когда человек только появляется на свет, он еще не обладает никакими жизненными навыками. Социализация в семье, а затем и в обществе помогает ему познать социальный опыт и из объекта превратиться в субъект отношений. Социализация осуществляется с момента рождения человека и до конца его жизни. В ходе социализации приобретенный личностью опыт преобразуется в социальные и культурные ценности, проявляется в восприятии моральных норм. Параллельно у человека ырабатываются типичные поведенческие шаблоны, которые могут соответствовать ожиданиям окружения. Этот процесс имеет свое название – идентификация личности.
Социальные роли и статусы
Являясь социальным явлением, индивид может играть социальные роли и нести социальный статус. Социальный статус – это положение индивида в общественной системе отношений. Статус определяется целым набором прав, но также имеет и набор обязанностей. Чем выше статус индивида, тем свободнее он чувствует себя в обществе, и тем больше полномочий он может играть. Социальный статус также неоднороден. Он зависит от многих факторов, поэтому исследователи выделяют несколько статусных позиций, а именно:
- предписанный статус, который индивид получает с самого своего рождения;
- достигнутый статус – он получен индивидом благодаря собственным усилиям. Это возможно путем получения образования, повышения квалификации и получения конкретной должности в организации;
- смешанный статус – он сочетает в себе несколько элементов статусов, а именно: пенсионер, государственный служащий, олимпийский чемпион, безработный или политик.
Социальная роль в свою очередь – это модель поведения, отвечающая конкретным и обусловленным социальными нормами ожиданиям окружающих людей.
Социальная роль связана с социальным статусом, поскольку социальная роль определяется статусом индивида. Социальные роли могут быть семейно-бытовыми и профессиональными, общественно-политическими и ситуационными. Последний тип социальных ролей считается смешанным и сложным, поскольку он сочетает в себе несколько показателей от профессиональных и общественно-политических ролей. Если человек по тем или иным причинам не исполняет предписанную ему роль, то это может привести к неодобрению и даже откровенному порицанию со стороны окружающих, что негативно сказывается на состоянии всего общества. Социальные роли могут быть разными. Это и семейно-бытовые, и профессиональные, общественно-политические и ситуационные роли. Исследователи делают акцент на последнем типе ролей – они сложные и смешанные, поскольку сочетают в себе одновременно несколько показателей. Смешанные роли могут иметь признаки политических, социальных и профессиональных. Очень важно соблюдать баланс между ними, в противном случае велика вероятность того, что человек может испытывать сложности с собственным пониманием своей роли и с самоидентификацией.