Понятие «контркультура»
Контркультура в современном научном знании интерпретируется с двух точек зрения:
- Контркультуру понимают как субкультуру, ценности и нормы, а также идеология которой довольно агрессивно противостоит доминирующей культуре;
- Контркультура – это особый стиль мышления, который отличает представителей постмодернизма от всех остальных.
Само понятие «контркультура» было введено американским исследователем в области социология, культурологом Т. Роззаком. Он обозначил им процессы, происходящие в молодежном движении Соединенных Штатов Америки и некоторых странах Европы в 60-е годы 20 века.
Этот период характеризуется довольно яркими протестами молодых людей против угрозы термоядерной войны, о которой говорили практически все без исключения. Помимо этого, они выступали против идей буржуазности как стремления к комфорту, престижному потреблению. Молодежь боролась за ценности гуманизма, толерантности и бескорыстия. Основная идея – вернуться обратно к природе, не принимать ценности технократического общества.
Контркультура также содержит в своих идеях отрицание протестанско-пуританской морали капитализма. Но это касается только той части, которая напрямую связана с производством лишь ради производства, а также частной инициативой и личной ответственностью за действия. В то время для людей единственным источником удовольствия было потребление, и они совершенно забыли о том, что радость в жизни может состоять лишь в том, что мы живем.
В этом плане контркультура стремилась показать, что такое пренебрежение может разрушить общество, но, вместе с тем, ее идеи не всегда совпадали с общепринятыми социальными нормами, и сама контркультура выходила за рамки дозволенного, чем вызывала дисбаланс в обществе.
Движение молодежной контркультуры способствовало тому, что к нему усилился интерес со стороны социологов. Поскольку данное направление напрямую связано с обществом, его структурой и жизнью, то перед исследователями встала очень серьезная задача – изучить особенности контркультуры, ее влияние на общественное сознание и жизнедеятельность людей. К тому же, немаловажным стало то, чтобы выяснить, каковы причины появления контркультуры, и можно ли предотвратить ее негативные последствия.
Социологическое объяснение феномена контркультуры
Представления о сущности контркультуры были довольно атипичными, и именно это привлекло к ней большое количество исследователей. Например, Т. Роззак, который и ввел данное понятие, увидел в контркультуре ни что иное, как конфликт между старшим и младшим поколениями. Например, старшее поколение в большей степени ориентировано на потребительские ценности и идеалы, поэтому оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы наращивать военную мощь своего государства. Что касается молодежи, то она стремится опровергнуть такой устаревший и в некотором смысле бесперспективный путь старшего поколения. Целью молодых людей является желание заявить о новых ценностях и укрепить их в общественном сознании.
Еще один социолог – Г. Маркузе, - анализирует контркультуру и ее ценности с точки зрения ее возможности реализоваться и стать одним из путей обновления устоявшегося индустриального капиталистического общества. Он считал, что капитализм угнетает человеческую личность, подавляет ее волю и стремление к развитию, поэтому контркультура может освободить ее, сделать более прогрессивной.
Толкование Т. Парсонса о контркультуре заключается в том, что ее формирование – это следствие неопределенности ценностей, а с другой стороны – это порождение совершенно новых проблем молодежи, которые актуализируются и нуждаются в разрешении. Но, поскольку нет единой позиции на этот счет, то и разрешение конфликта не представляется возможным. Люди начинают искать пути для выхода на новый уровень развития, но неопределенность и противоречивость просто не дают им начать новый этап, поэтому им приходится довольствоваться уже устоявшимися и надоевшими традициями и нормами.
Очень большое внимание в социологии уделяется молодежным контркультурам. Например, опять обратимся к Т. Парсонсу. Он отмечает, что контркультуры как явления достаточно противоречивы, так как могут нести одновременно и прогрессивные, и деструктивные функции. Например, они помогают отвергнуть надоевшие традиционные ценности, которые приводят общество в состояние стагнации, а в некоторых случаях могут ввергнуть социум в состояние кризиса. Но, затем вступает в свои права прогрессивная функция: контркультура берет на себя роль средства, которое создает и в дальнейшем утверждает совершенно новые ценности. Трансформируются старые системы, которые теперь приводятся в порядок и соответствуют требованиям нового времени.
Таким образом, с точки зрения социологического аспекта, контркультура становится неотъемлемой частью молодежной субкультуры. Для представителей молодежи контркультура – это средство самоидентификации, проявления своего я, своих интересов и идей.
При этом контркультура практически целиком противопоставляется культуре, которой придерживаются старшие поколения. Это может стать и причиной, и следствием так называемого «конфликта поколений». Но все же, исследователи отмечают, что, несмотря на противоречие, в контркультуре имеет место быть полярность:
- с одной стороны, это деструктивное влияние на общество, что приводит его к временному кризису;
- с другой стороны, это прогрессивная функция контркультуры, которая приведет общественную систему к новому виду потребления, соответствующему требованиям современности.
Контркультура – это не всегда негативное явление, поскольку она нередко приводила общества к новому этапу развития. Очень важно на этапе становления контркультуры обозначить ее цели и возможное влияние на общественную систему. Лишь в этом случае есть возможность предотвратить негативные воздействия и контролировать контркультуру извне.