М. Вебер – немецкий социолог, философ, историк, политэкономист, чьи идеи оказали значительное влияние на развитие общественных наук, особенно - социологии.
М. Вебер является автором теории рационализации. Понятие «рационализация» легло в основу современного капитализма, который был предложен М. Вебером и означал большое количество процессов, которые предполагают расчет, контроль, а также измерение любого человеческого действия.
Суть рационализации
Согласно мнению Вебера, рационализация предполагает следующее:
- организацию производства на основе бюрократии и калькуляцию прибыли при помощи бухгалтерских процедур;
- развитие интеллектуальной стратой теологии и исчезновение магии, замена религиозных таинств личной ответственностью;
- вытеснение практики выработки законов на основании прецедентного права произвольного характера в практике дедуктивного мышления на основании универсальных законов;
- уход в прошлое от традиционных норм легитимности и замена харизматического лидерства партийной машиной;
- акцент на дисциплине в процессе воспитания.
Кроме того, в своей концепции рационализации М. Вебер придерживался следующих принципов:
- снижение роли индивидуального новаторства при развитии практики разнообразных коллективных исследований, которые координируются, как и эксперименты при определении политики в научной области государством;
- распространение бюрократии и государственного контроля при учете принципов администрирования.
Тем самым рационализация включена Вебером в часть концепции капиталистического общества так называемой «железной клетки». В ней индивид лишается религиозного смысла и многочисленных нравственных ценностей, подчиняясь государственному надзору со стороны правительства и бюрократической регуляции.
Подобно отчуждению К. Маркса рационализация подразумевает отделение индивида от общины, церкви и семьи, и его подчинение политической и правовой жизни государства, а также экономической регуляции в образовании и в жизни государства.
Социальное действие – это такое действие, которое по своему смыслу соотносится с поведением других людей и ориентировано на него.
Вебер закономерно расположил четыре типа социального действия по принципу возрастания рациональности, так он выделял действия:
- во-первых, традиционные,
- во-вторых – аффективные,
- в-третьих - ценностно-рациональные,
- в-четвертых – целерациональные.
Вебер говорил о том, что рационализация социального действия есть тенденция самого исторического процесса, хотя он не может протекать без «отклонений» и различных «помех». Существенным компонентом рационализации по Веберу является замена внутренней приверженности привычными правовыми нормами и обычаями, и планомерным приспособлением к интересу.
Рационализация по Веберу может протекать как негативно, так и позитивно. Позитивное направление происходит в русле сознательной ценностной рационализации, а негативное за счет нравственного разрушения и вытеснения аффективного действия и вытеснения ценностно – рационального поведения.
Возрастание роли целерационального действия с точки зрения общественной структуры означает рационализацию способов ведения хозяйства в сферах экономики, культуры, науки. Рационализации подлежит образ мысли людей и способы их чувствования в целом. При этом возрастает социальная роль науки.
Наука по Веберу есть воплощение принципа рациональности. Она проникает в производство и управление, а затем внедряется и в человеческий быт. Такая тенденция по сути является свидетельством универсальной рационализации современного общества в целом.
Формальная рационализация
Также М. Вебер считал, что рационализация является результатом соединения ряда исторических фактов, которые предопределили развитие всей Европы в целом. В определенный период времени, в конкретном районе мира встретились несколько элементов, которые содержали внутри себя рациональное начало. Среди этих элементов:
- античная наука;
- римское национальное право;
- рациональный способ ведения хозяйства.
Вебер считал, что фактором, который позволил синтезировать все указанные элементы стал протестантизм.
Протестантизм – это одна из трех основных (наряду с православием и католичеством) христианских конфессий.
Он позволил создать мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, а именно дал возможность внедрить в экономику научные достижения и превратить их в непосредственную производительную силу.
Производительная сила – это одно из ключевых понятий марксизма, характеризующее способ производства.
Результатом стало возникновение в Европе уникального индустриального типа общества. Все общества, которые существовали до этого были традиционными и отличались отсутствием формально – рационального начала.
В своём учении о формальной рациональности Вебер не был оригинален, поскольку это же понятие было ранее открыто Марксом. Но Вебер никогда не отрицал влияния на себя мнения Маркса.
Учение о формальной рациональности часто называли веберовской теорией капитализма. Характер вопроса предопределял методологический инструментарий Вебера, используемый в его научных изысканиях. Вебер отличался уникальным «методологическим индивидуализмом».