Клод Леви-Стросс (род.1908 ) - французский этнограф и социолог, один из ведущих представителей структуралистского направления в исследовании социальных процессов, основатель структурной антропологии. К. Леви-Стросс – мыслитель мировой величины, работы которого в значительной степени определили, начиная особенно со второй половины прошлого столетия, развитие академических дисциплин всего гуманитарного спектра.
Основное направление исследовательской работы К. Леви-Стросса – изучение систем родства, существовавших в рамках первобытных обществ и отраженных в первую очередь в мифологическом и фольклорном материале.
Структурная антропология
Уже первая работа Леви-Стросса “Элементарные структуры родства”, увидевшая свет в 1949 г., вызвала интерес у широкого круга исследователей самых разных направлений. Следующие же несколько работ:
- «Печальные тропики» (1955),
- особенно «Структурная антропология» (1958)
- «Мышление дикарей» (1962)
принесли их автору поистине мировую известность. Именно публикация этих трудов обозначила своего рода веху в развитии современных гуманитарных наук: отныне структурализм не только общепризнан в качестве самостоятельного академического направления, но занимает одну из лидирующих позиций в системе методологических подходов современной науки как таковой.
Структурная антропология формируется в противостоянии излишней, по мнению Леви-Брюля, ориентации представителей современного гуманитарного знания именно на его «гуманитарной» (т.е. субъективистски- и психологически-ориентированной) составляющей. Подобный «психологизаторский» подход был характерен для таких популярных в ХХ веке направлений, как феноменология и экзистенциализм. Отрицая высокий методологический статус, приписываемый этими направлениями субъективной интерпретации, Леви-Стросс призывает к рационализации философии человека и человеческих сообществ. Возможности подобной рационализации, по его мнению, существуют в рамках «практических» наук – социологии и этнологии (этнографии), изучающих реальные социальные условия и факторы человеческого существования.
Первобытное общество в трудах Леви-Стросса
Внимание Леви-Стросса к социальному устройству первобытного общества обусловлено его представлением о возможности «перенесения» механизмов его становления на общую картину формирования человеческого обществ, культуры, мышления.
В этом смысле его этнологические исследования представляют собой не только (и не столько) конкретные полевые исследования, сколько исследования, имеющие высокую концептуальную и методико-методологическую нагрузку.
«Суперрационализм»
Традиционный научный рационализм (основанный на разуме) и эмпиризм (основанный на чувстве и физическом опыте), десятилетиями противостоящие друг другу, имеют, по мнению Леви-Стросса, каждый свои недостатки. Более конструктивный подход должен сочетать в себе одновременно две компоненты - «разумную» и «чувственную». Такой подход Леви-Стросс называет «суперрационалистическим». Он должен отразить изначально характерное для человека и существующее в человеческом подсознании универсальное единство рационального и чувственно-эмпирического начал.
Отсюда и особенное внимание к исследованию подсознательных и бессознательных влечений в рамках человеческой психики. Эта традиция, заложенная З. Фрейдом и его последователями, теперь активно развивается Леви-Строссом как одна из концептуальных основ структурной антропологии.