Марксистская теория классов и классовой борьбы
Теория классов и, соответственно, конкурентного состояния, борьбы между ними выступает в качестве одной из центральных тем, рассматриваемых К. Марксом. Но стоит сделать акцент на том, что подобное разделение на классы в общественной структуре существовало еще задолго до того, как эти процессы начала рассматривать К. Маркс. Тем не менее, автор и ученый сам неоднократно писал и говорил о том, что не он является первооткрывателем классов в современном обществе, а также не им была обозначена та самая форма борьбы между ними.
Тем не менее, теорию классов К. Маркса, а также его вклад в развитие данного вопроса необходимо рассматривать через некоторые основные положения и доказательства. Среди них мы выделим следующие:
- Существование всех общественных классов связано исключительно с тем, что в историческом контексте формировались и развивались некоторые фазы развития производства, на чем и основывается идея о том, что более подчиненные и ведомые классы стремились к тому, чтобы завоевать больше авторитета и упрочнить свои права перед классами, которые имели больше власти;
- Классовая борьба так или иначе приведет к тому, что пролетариат упрочнить свои позиции и установит свою собственную диктатуру;
- Подобная диктатура пролетариата станет основанием к переходу от классового общества к обществу, в котором вообще не будет существовать никаких классов. Соответственно, будут отсутствовать любые основания к тому, чтобы завязалась борьба.
Несмотря на то, что классам К. Маркс уделяет особое внимание в своих разработках, он так и не дал четкого определения данному понятию. Некоторые исследователи предполагают, что это понятие и так было настолько очевидным и ясным, что К. Маркс уделял больше внимания тому, чтобы рассмотреть и проанализировать связи между классами, но никаким образом не определял их как что-то конкретное, обособленное и автономное.
С точки зрения исследователя, классовое разделение не коснулось первобытного общества. в большей степени, оно возникает только в таких антагонистических формациях, где существует явное противоречие в положении индивидов, а также противоречия в их наиболее значимых идеях и устремлениях. Классовая борьба – это результат разделения труда, а также разделения частной собственности в зависимости от наиболее значимых средств производства.
В самом широком смысле слова, К. Маркс определил классы в качестве особых социальных групп, которые по отношению друг к другу находятся в неравном положении. Из-за этого классы стремятся к тому, чтобы овладеть большей властью, ресурсами, облагородить свою жизнь, из-за чего между ними возникает очевидная борьба. В этом смысле классы делятся на сословия, а также иные более или менее значимые категории, которые располагаются в структуре на разных ступенях и, соответственно, отсюда выявляется их неравное положение между собой.
В более узком смысле классы – это социальные группы, которые отличаются друг от друга в их отношении к средствам производства. Как мы отметили ранее, классовая борьба складывается как раз на основании данного факта. Классы также в данной трактовке – это еще и выражение отношений, которые выстраиваются в производственной среде.
Признаки классов
Итак, ранее мы подчеркнули, что борьба между классами в основном выстраивается на основании их производственных отношений. В разные исторические периоды существовали разные классы – те, которые назывались реакционными, то есть вбирающие в себя все те признаки и качества, которые изжили себя; а также прогрессивные классы – все те, которые отражают только зарождающиеся производственные отношения и стремящиеся к тому, чтобы продемонстрировать новые возможности общественных и производственных отношений в сотрудничестве.
Таким образом, ключевым признаком классов К. Маркс признал именно их оппозицию, противостояние в наиболее значимых вопросах. Таким образом, теория Маркса стала неотделимой от его же собственной концепции классового господства и, как следствие, классовой борьбы. В принципе, исследователь полагается на дихотомическое разделение общества на классы с особыми признаками. Отсюда и две формы классовой дихотомии.
Во-первых, это так называемое сквозное противостояние классов, которое характерно в целом для всех существующих формаций. На одной чаше весов располагаются господствующие и угнетающие классы, которые эксплуатируют тех, кто находится на противоположной стороне – то есть тех, кто подчиняется, угнетается и составляет всю производительную мощь общества и, соответственно, обширного производства.
Во-вторых, в каждой из формаций есть своя пара классов, которые обладают специфическими чертами и, как следствие, отражают определенные способы производства. Следует также акцентировать внимание на том, что каждый класс предполагает наличие своего собственного антипода, с которым он борется и вступает в противоречия в отношении какого-либо отдельного вопроса. Такое противоборство может быть явным или латентным, осознанным или в принципе осязаемым, но не осознанным самими членами классов. Также очень важно и то, что противоборство может происходить в конкретный промежуток времени, но также может быть только на стадии зарождения, то есть быть потенциальным. Такой конфликт может просто формироваться на некоторых стадиях, которые соответствуют стадиям формирования самих классов, а в последующем уже разрастаются как более строгие и обозначенные формы противостояния.
Борьба классовая – это борьба, которая складывается между развивающимися производительными силами и теми отношениями, которые отстают от них, но при этом стремятся сохранить свои традиционные производственные формы.
Это, в конечном итоге, может оказать как положительное, так и отрицательное влияние, которое достаточно проблематично охарактеризовать однозначно. Некоторые формы борьбы могут сподвигнуть общественные и производственные отношения к развитию, а некоторые наоборот – создать менее благоприятные условия, которые в дальнейшем полностью разрушат старую систему, но из-за противоречий новые условия попросту не смогут сформироваться из-за несогласованности.
С исторической точки зрения, классовая борьба, которая реализуется в нескольких основных формам, крайне важна для того, чтобы противодействовать каким-либо реакционным силам. Эти силы – устаревшие и влекущие за собой старый опыт, который на определенном историческом этапе уже не актуален и не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Необходимы новые, прогрессивные идеи, прогрессивные силы, которые освободят трудящихся, помогут им соблюдать собственные права, заявлять о своих свободах и возможностях по улучшению окружающих условий осуществления трудовой деятельности.