Классификация социологических вопросов
Социологический вопрос - это инструмент, который используется в социологических исследованиях.
Вопросы классифицируются по разным критериям, таким как:
- содержание;
- функции;
- структура;
- форма.
По своим функциям вопросы делятся на программные и процедурные. Если первая группа вопросов непосредственно направлена на реализацию целей и задач исследования, то вторая группа вопросов выполняет вспомогательную функцию, обеспечивающую технически грамотную конструкцию вопросника. Стоит отметить, что программные вопросы фиксируют основные показатели, разработанные в программе исследования
Оптимизация исследования осуществляется с помощью использования контактных вопросов, вопросов контроля, поиска, игровых вопросов, фильтрационных вопросов и вопросов-ловушек. Таким образом, контактные вопросы, расположенные в начале анкеты, психологически подготавливают респондента к процедуре опроса, включая его в обсуждаемые вопросы. Контроль выступает в качестве теста по отношению к основному вопросу.
Роль вопросов-фильтров заключается в том, что они помогают отделять респондентов, которые могут ответить на один из основных вопросов, от тех, кто этого сделать не может. Итак, если мы изучаем свободное время студентов и хотим выяснить, каким спортом они занимаются, сначала нужно сформулировать фильтрационный вопрос: «Занимаетесь ли вы спортом?». Причем, если ответчик дает отрицательный ответ на первый вопрос, то дальнейшие вопросы ему задавать нет никакого смысла. В случае, если человек отвечает на первый вопрос положительно, нужно спросить: "Какой вид спорта вы предпочитаете?". А далее будут задаваться уже все остальные вопросы, которые относятся к данной теме.
Задаваемые вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и точности интервьюируемых. Такое же исследование свободного времени студентов, в котором стоит задача определить их читательские интересы и предпочтения, ученые решили провести с помощью анализа списка знакомых книг и их авторов. К тому же, социологи включили в него в качестве одного из ответов книгу вымышленного писателя. Некоторые люди заявили, что прочитали книгу, и она им понравилась. Здесь недобросовестность ответчиков очевидна. Это социолог должен учитывать при анализе.
Процедурные вопросы также включают в себя проективные вопросы, в которых нужно задавать ситуацию (например, «Предположим, что по какой-то причине Вы временно не работаете. Вернетесь ли вы к своей старой работе?»).
По содержанию есть вопросы о:
- фактах;
- знаниях;
- мотивах;
- оценках;
- установках;
- мнениях.
Открытые вопросы дают респонденту возможность высказать свое мнение предельно подробно. К тому же, существует высокая вероятность получения им интересных, а иногда и неожиданных суждений и оценок. Но часто бывают «отписки», упущения, вызванные нежеланием думать о проблеме, формулировать мнение, отвечать на вопрос. Основной сложностью открытых вопросов является сложность формализации и обработки ответов.
В отличие от открытых вопросов, закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (список альтернатив), и он должен выбрать один или несколько из них.
Если открытые вопросы направлены на восполнение дефицита информации об объекте исследования, то закрытые вопросы формулируются при наличии достаточной информации об объекте и являются важным элементом в структуре доказательства гипотез.
Открытые вопросы предоставляют информацию, которая важна для ответчика, хотя они требуют достаточно высокой уровень культуры и общения. Закрытые вопросы не навязывают такие требования, поскольку они раскрывают способность респондента распознавать приемлемые позиции в логике исследователя.
Закрытые вопросы могут быть дихотомическими (с возможным выбором только одного ответа, например, «да / нет»), альтернативными, предполагающими выбор одного ответа из списка возможных (например, вопросы социально-демографического блока или вопросы, построенные на основании шкалы) и многомерными(вопросы-меню), которые позволяют респонденту выбирать несколько ответов одновременно.
Исходя из метода обращения к респонденту, можно выделить прямые вопросы, касающиеся непосредственно личности опрашиваемого (например, «Что вы предпочитаете делать в свободное время?», «Довольны ли вы своей работой?»), и косвенные вопросы, которые выясняют мнение или отношение людей к предмету вопроса постепенно, косвенно (например, «вот три суждения о событиях X. Какое из этих суждений члены вашей семьи посчитали бы наиболее справедливым?»). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают их представления о престиже, самооценке, социальной и психологической дистанции в опросе и т.д.
Особенность табличных вопросов заключается в том, что они представляют собой комплекс, состоящий из нескольких простых вопросов. Табличные вопросы строятся путем соединения простых «по горизонтали» и «по вертикали», когда вопросы группируются в столбцы таблицы.
Основные типы вопросов
Фактические вопросы показывают совершенные действия или наличие факта. Например, «Сколько газет вы прочитали в прошлом году?». Эти типы вопросов дают нам более «объективную» информацию, чем вопросы о мнениях. Фактические вопросы, как правило, не трудно воспринимать. Однако иногда они могут потребовать напряжение памяти, если мы спросим у респондента о прошлых событиях, например: «Сколько квадратных метров жилой площади на человека у вас было 15 лет назад?»
К статусным вопросам относятся вопросы о социально-демографических характеристиках участников опроса (объект исследования): пол, возраст, образование и т. д.
Вопросы о знаниях или осведомленности показывают, что респондент знает, а что - нет. Например, «Какие из следующих политиков вам известны? »
Вопросы мнения раскрывают оценки, мнения, суждения респондентов, основанные на индивидуальном восприятии. Например, «Кто, по вашему мнению, должен быть главой семьи?»
Вопросы о мотивах раскрывают субъективные представления человека о побудительных механизмах (мотивах) деятельности, ценностных ориентациях и установках. Эти вопросы направлены на понимание причин, например: «Скажите, пожалуйста, почему вы решили уйти с прежнего места работы?». На этот вопрос можно сформулировать разные ответы: - плохие отношения с руководством, - неинтересная работа, - низкая зарплата и т. д.