Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Идеальный тип» в социологии М. Вебера

Определение 1

М. Вебер – это знаменитый немецкий социолог, историк, философ и политэкономист.

Понимание основ в социологии М. Вебера, было связано с категорией «идеальный тип». Эта категория выступает в качестве базы для системы научных понятий, которым оперирует ученый.

Сущность понятия «идеальный тип»

Определение 2

Идеальный тип – это проявление «интереса эпохи», мыслительная конструкция, теоретическая схема оригинальной структуры, которая не извлекается из эмпирической реальности.

В связи с этим Вебер назвал идеальный мир утопией, полученной посредством мысленного усилия конкретных элементов действительности. Идеальный тип нельзя встретить в самой повседневной реальности (христианстве, капитализме). Этот тип создается в качестве инструмента познания исторической реальности для изучения современного мира.

Вебер не ставит перед собой цель образования абстрактных идеальных типов, а ищет способы научного познания и понимания явлений окружающего мира.

В данном случае следует обратить внимание на следующее утверждение немецкого социолога: «В различных исследованиях идеально-типическое понятие есть средство для вынесения правильного суждения о каузальности сведений об элементах действительности».

Определение 3

Идеальный тип – это не «гипотеза», он только указывает направление образования гипотез.

Идеальный тип не может изобразить действительность, но дает для этого однозначные средства выражения.

Идеально-типические конструкции весьма значимы для эмпирической науки. На данном обстоятельстве Вебер акцентирует особое внимание. Он говорит, что необходимо отказаться от всех претензий идеального типа, также как от этого отказывается эмпирическая социология.

Эмпирическая наука не может научить человека тому, что он должен делать, она указывает на то, что он может совершить при тех или иных обстоятельствах. Если человек (социолог) исследует вопрос о назначении идеального типа в социологии, то он использует аналогичный подход, но поднимает его в связи с трактовкой понятия капиталистическая культура.

««Идеальный тип» в социологии М. Вебера» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вебер утверждает, что идеальный тип нужно отличать от оценочных суждений, поскольку он является совершенно индифферентным понятием. Вебер также понимал, что идеальный тип является упрощением и идеализацией многих социальных процессов, которые наблюдаются в современном обществе и присутствуют в нем в той или иной форме.

Определение 4

Идеализация – это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле. В науке этот термин используется в несколько отличном смысле: как один из методов познания, а именно — как далеко зашедшее абстрагирование.

На такое восприятие Вебер шел вполне сознательно. Также автор считал, что чем больше степень абстрактности и нереалистичности идеального типа, тем лучше он выполняет собственные методологические функции. Вместе с тем возрастает и степень полезности этого «идеального типа».

Также автор основал такие явления как рационализация и секуляризация. Особенно ученый обращал внимание на необходимость установления соотношения социологии, экономики, религии. С религией автор связывал механизмы распределения труда и создания капиталистической формы хозяйствования.

Идеальный тип используют для изучения конкретных процессов и явлений в историческом разрезе, а также для установления должной степени общественного состояния. Если идеальный тип сконструирован посредством абстрагирования перечня социальных явлений, то он может представляться современникам практическим идеалом.

Вебер подтверждал собственную теорию нескольким актуальными примерами и рассуждениями и стремился при этом показать процесс создания и образования взаимосвязанных идеальных типов.

Примеры «идеальных типов»

Примерами «идеальных типов» можно назвать:

  • «ремесло»;
  • «капиталистическое хозяйство»;
  • «капиталистическую культуру».

Изначально создается утопичная идея «ремесла» за счет соединения определенных черт, которые диффузно отмечаются у ремесленников различных эпох и тех народов, которые были доведены до их полного логического предела в конкретном идеальном образе.

В дальнейшем, абстрагируя идеальному типу «ремесла» можно определить черты современной крупной промышленности и в качестве антитезиса противопоставить идеальный тип капиталистического хозяйства и попытаться нарисовать утопию «капиталистической культуры». В таком типе культуры господствуют интересы реализации частных капиталов.

Определение 5

Частный капитал – это вид активов, под которым понимается доля в капитале, пай или акции компании, не размещённые на фондовой бирже (бирже ценных бумаг).

Внутри капиталистической культуры должны объединяться отдельные диффузные черты материальной и духовной культуры.

Определение 6

Материальная культура – это совокупность предметов, устройств, сооружений, то есть искусственно сотворенный человеком предметный мир, в котором он присутствует, также, как и в духовном.

Следует отметить следующие тенденции, определяющие роль идеализации по Веберу:

  • концепция идеальных типов акцентирована на роли идеализации в типологических процедурах и направлена против засилья эмпиризма и описательности в социально – историческом исследовании;
  • подобная концепция также направлена против трактовки истории как чисто идиографической науки неокантианцами баденской школы.

Идеографическая наука – это наука, целью которой является представление исследуемых объектов в их единственности и неповторимости, как единых уникальных целых.

Указывая на своеобразие задач исторического и социологического познания, Вебер трактовал их в духе понимающей социологии, но отрицал принципиальное сходство процедур идеализации в гуманитарных науках и естествознании. Вместе с тем, он находился под влиянием неокантианской гносеологии и рассматривал идеальные типы только как логические конструкции для обработки эмпирических данных, а не как идеализации, которые имеют реальные прообразы в социально – исторической действительности.

Дата последнего обновления статьи: 27.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot