Уровни асоциального поведения
Девиантное поведение как социальное явление не может быть однородным, оно является многоуровневым. Ниже представлена характеристика отклоняющегося поведения по уровням, которая представлена в работе И.П. Подласого «Курс лекций по коррекционной педагогике».
Иван Павлович Подласый – доктор педагогических наук, профессор. Заведующий кафедрой философии образования Черкасского института последипломного образования. Является ведущим специалистом по теории и истории педагогики на постсоветском пространстве.
Итак, по степени социальной опасности девиантное поведение бывает следующих уровней:
- Непослушание – форма сопротивления требованиям, чаще всего встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка;
- Озорство – на данном уровне, который также чаще встречается у детей, ребенок уже обдуманно, но не намеренно совершает определенное действие, которое не соответствует социальным ожиданиям и нормам;
- Проступок – в отличие от озорства у человека имеются намерения по нарушению какой-то нормы, или же его цель состоит в конкретном вреде чему-либо или кому-либо. Если в раннем возрасте ребенок часто повторял проступки, то есть основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера;
- Негативизм – немотивированное сопротивление человека по отношению к социальным нормам, их отрицание. Негативизм может быть устойчивым или эпизодическим. Чаще всего его характер связан с внутренним состоянием человека, а также с теми факторами, которые влияют на его жизнь в определенный промежуток времени;
- Преступление – это ключевой уровень девиантного поведения, который может нанести непоправимый вред как и окружающим людям, так и самому человеку. Часто преступление происходит под воздействием алкоголя, наркотиков, или же его совершает человек с заболеваниями психики. За преступление он получает наказание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Девиантное поведение наблюдается как взрослых, так и у детей и подростков. В условиях социально-педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения – правонарушения. Так, подростки и дети способны совершать противоправные действия в значительной степени.
Уровни противоправных действий подростков
- Хулиганство;
- Воровство;
- Жульничество;
- Мошенничество;
- Бандитские налеты;
- Грабежи.
В.Н. Иванов выделил два основных уровня асоциального поведения: докриминогенный и криминогенный.
Докриминогенный уровень включает в себя мелкие проступки человека, нарушение им норм морали, общепринятых правил поведения в обществе, а также уклонение от общественно полезной деятельности. Сюда же входят и упомянутые выше явления: употребление алкогольных напитков, употребление и распространение наркотических средств, а также иные формы поведения, которые представляют опасность обществу, но могут быть уголовно не наказуемы.
Криминогенный уровень асоциального поведения – это совокупность всех поступков и действий человека, которые выражаются в преступных и уголовно наказуемых деяниях: нарушение правил дорожного движения, покушение на жизнь человека или группы лиц, причинение вреда человеку или чужому имуществу, изнасилование, убийство и прочее.
Еще одним уровнем асоциального поведения является бродяжничество. Чаще всего такими люди или рождаются, или становятся в силу некоторых обстоятельств: их лишили дома, выгнали из него, они потеряли имущество в связи с вредными привычками (склонность к азартным играм), психические заболевания, а также уход из дома и семьи (преимущественно, с таким фактором обычно сталкиваются подростки).