Понятие фитосоциологии
Фитосоциология – это учение, характеризующее сообщества людей и их социальные взаимоотношения по аналогии с растительными сообществами.
В 20-ых годах марксистской и немарксистской литературе стали вестись дискусси о позитивистских и натуралистических трактовках общественных явлений. Суть позитивного метода и позитивистской социологии – это признание натурализма, то есть, изучая общества, следует опираться на аналогичные законы развития природных сообществ, а социологию рассматривали в качестве составной части естествознания, то есть говорили о биологизации всех общественных процессов. Вместе с этим рассматривались и механистические концепции общественных явлений. Взгляды механистов характеризовались сведением исторических законов к механически понимаемым причинам, необходимостям, повторяемостям, а также они отрицали любые случайности, заменяли причинную связь на функциональную и пр.
Механицизм не был однородным и сплоченным направлением, его представители объединялись на основании нескольких общих принципов, в первую очередь, искажения или отрицания диалектики. К теоретическим источникам механицизма можно отнести субъективно-идеалистические взгляды А.А. Богданова, а также позитивизм и механистические взгляды и тенденции, характерные для естествознания.
Впервые термин «фитосоциология» был использован русским ученым И.К. Пачосским в 1896 году. На сегодняшний день данный термин практически не используется. Пачосский читал в Херсонском политехническом институте курс лекций под этим названием, а позже, в 1921 году он издал книгу «Основы фитосоциологии». Когда закончилась гражданская война, он переехал в Польшу и преподавал там в нескольких университетах.
В России до революции и сразу после нее было опубликовано несколько книг по фитосоциологии. Их авторами были Бубликов М.А., Алёхин В.В., Морозов Г.Ф., Сукачев В.Н., Сыркин И.Г. и другие, считавшие, что объект изучения социологии – не только человеческое сообщество, но вся живая природа, включая простейших и луговые растения. С позиций фитосоциологов, социология в целом является составной частью или одним из разделов науки биологии.
История становления фитосоциологии
В России 20-х годов все большую популярность начали приобретать биологические взгляды на понимание общества. Это отмечалось не только у биологов, но и у представителей других наук. Биологизация общественных явлений часто сочеталась с психофизиологизацией человеческих поступков и поведения. Особенно широко был распространен социал-дарвинизм, который отдельными учеными причислялся к основам марксизма. В этот период в научный оборот были введены такие понятия, как «зоосоциология» - социология животных и «фитосоциология» - социология растений.
Как уже было сказано, впервые термин «фитосоциология» был употреблен Пачосским И.К. в книге «Основы фитосоциологии» 1921 года. Он считал, что социология, в качестве своего объекта рассматривает не только общество людей, но и всю живую природу, включая амеб, инфузорий и полевые цветы. Иными словами, он видел в социологии составную часть биологии, а борьба за существование – это базис для протекания всех социальных процессов.
Также фитосоциологи часто ссылались на Чарльза Дарвина и его эволюционное учение. Они считали, что Дарвиным была открыта диалектика живой природы, а Марксом – диалектика общества.
Мензбир в своей работе «Формы общественного строя у животных» (1922 г.) писал, что социология занимается исследованием общества в целом, как биологического, так и социального, а необходимо заниматься изучением социальной жизни низших животных.
Так, у пчел он обнаружил единение семейного и государственного начал. Пчелиный рой включает царицу (самку), трутней (самцов) и рабочих пчел (недоразвитых самок). В свою очередь рабочие пчелы подразделяются на нянек и работниц. Пчелиная царица становится главной после победы всех своих соперниц.
У муравьев Мензбиром была обнаружена республиканская форма правления: одни муравьи занимаются охотой, другие – строительством домов, третьи – разведением «домашних животных» - тлей. У муравьев отмечается значительное стремление к общежитию. Отмечены также и военные действия между муравьиными армиями. В муравейнике муравьи делятся на три категории: рабочие муравьи, или недоразвитые самки, составляющие основное количество населения, самцы и развитые самки-матки. Рабочие муравьи существенно отличаются по своим размерам. Например, в колониях южно-европейских муравьев, помимо рабочих, есть еще муравьи-солдаты для охраны – у них безобразно громадная голова и огромные челюсти. У мексиканских муравьев, помимо простых рабочих существуют муравьи с огромным брюшком непригодные ни для какой работы – они занимаются выработкой особого сорта меда.
Мензбир под социологией понимал раздел биологии, который исследует и изучает законы образования любых обществ. Если социологами не будут включены в круг их исследования животные, они не смогут найти истинные причины многих явлений общественной жизни людей.
Фитосоциологи и зоосоциологи в качестве основы единства ботаники и зологии видели, с одной стороны, историю социологии, а с другой стороны, характерную для всего живого «общественность» и общую жизнь. Последнюю они рассматривали как мощное орудие в процессе борьбы за существование и необходимое условие бытия всего живого.
Фитосоциологи и зоосоциологи, базируясь на том бесспорном факте, что общество выступает частью природы, транслировали элементарные биологические законы на историю человечества и вместе с тем черты, характерные человеческому обществу, переносили на мир растений и животных. Необходимо отметить, что несмотря на имеющийся ряд недостатков, работы этих исследователей содержат много интересных в социологическом плане, мыслей.