Становление социологии
Изучение социологии как науки считается весьма необходимым для каждого человека отдельно и для общества в целом. У социологии существует огромное количество определений, но все они сходятся к тому, что объектом и предметом социологии считается общество, а знания в данной области весьма важны для каждого человека.
Изучить какую либо науку, не зная её историю развития и возникновения невозможно. Каждая наука появляется в связи с потребностями общественного развития. По мере развития социологии на Западе, ко второй половине XIX века, социология начала проникать и в Россию. Здесь особый интерес вызвали теории Спенсера, Милля и Канта. Данные представители ранней классической социологии стали самыми читаемыми авторами.
Становление социологии в России включает в себя довольно увлекательный, и одновременно драматичный процесс. На начальных периодах своего развития она не выдвинула теоретиков мирового масштаба.
Эволюционный и революционный пути развития социологии
Теории социального изменения акцентировались на природе капиталистического или индустриального становление а также на явном отсутствии социального развития в тех обществах, которые стали частью колониальной империи Европы.
Социологические теории социального изменения принято разделять на такие теории как теории:
- Социальной эволюции;
- Социальной революции.
Согласно теории социальной эволюции, социальное изменение представляет собой главные стадии становления общества. Включает в себя «военное и индустриальное общество», согласно которым социум прогрессировал от простых сельских, аграрных форм к более сложным, индустриально-урбанистическим. Данный тип эволюционных теорий был разработан Огюстом Контом, Гербером Спенсером, Эмилем Дюркгеймом.
Согласно теории революционного социального изменения, довольно важным является изучение классового конфликта, политической борьбы а также влияния, которое оказывает империализма на основные структурные изменения. В основе данной теории находятся труды Карла Маркса. Основные отличия эволюционных и революционных теорий состоят в антагонистическом характере.
Эволюционистская традиция в социологии
Эволюционистские воззрения занимали основное место в изучении общества в XIX веке. Главные социологические школы подчеркивали направленную природу изменения.
Одним из главных представителей эволюционного подхода в социологии является А. Сен-Симон. Он говорил о том, что жизнь общества представляет собой определенное органическое равновесие.
Суть его идеи состоит в том, что состояние стабильности можно получить за счет того, что люди и социальные классы в своем выживании зависят от того, насколько успешным будет выживание общества в общем. Помимо этого, Сен-Симон высказал идею о социальном развитие, которое по его мнению является последовательным продвижением органических сообществ, которые являются восходящим уровнем прогресса. Он говорил о том, что каждое общество соответствует своему времени, но позднее вытесняется более высокими формами общественного развития. По его мнению, эволюцию определяет прирост знания.
Герберт Спенсер также внес неоценимый вклад в развитие данного направления. В своей теории он отображал нелинейную концепцию эволюционных стадий. Шкалой, с помощью которой он измерял прогресс, была степенью сложности общества. Основной перспективой формирования человеческих обществ являлось движение от простых целостностей к сложным.