Эрих Фромм (род. 23 марта 1900 – ум. 18 марта, 1980) - немецкий социальный психолог, психоаналитик, социолог, философ-гуманист.
Фрейдомарксизм Фромма
Фромм получил психоаналитическое образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах, впоследствии более 30 лет практиковал как психотерапевт. После прихода нацистов к власти в Германии был вынужден переехать в США, где продолжил карьеру психиатра.
Однако Фромм развивал свои идеи под сильным влиянием не только Зигмунда Фрейда, но и Карла Маркса; течение, к которому он принадлежал, обычно так и называют – «фрейдомарксизм». В соответствии с этим, Фромм в исследовании человеческой природы уделяет особое внимание ее социальной составляющей.
Фромм, хотя и будучи одним из наиболее известных неофрейдистов, рассматривает людей с исторической и культурной точки зрения, а не «строго психологически». Он полагает, что растущее отчуждение человечества от естественного состояния мира производит чувства одиночества и изоляции.
"Иметь" или "быть"
По мнению Фромма, существуют две противоположных жизненных установки, определяющих качество сегодняшней и будущей жизни как отдельных людей, так и всего человечества в целом:
- Первая установка («иметь») опирается на стремление к потреблению и владению. Эта установка имеет своим источником жажду власти и приводит к изоляции и страху.
- Установка «быть», которая ориентируется на сам факт экзистенции (существования), со всеми характерными для этого существования радостями, проблемами и противоречиями, является источником продуктивного подхода к жизни, развития истинной любви и созидательной активности.
Отчуждение
Фромма очень привлекала теория отчуждения К. Маркса. Маркс рассматривал эту проблему в первую очередь как проблему отчуждения человека от продукта своего труда, Фромм трактует ее как проблему отчуждения человека от других людей и от своей собственной природы, в которой «быть» и «иметь» уравновешены изначально гораздо гармоничней, чем в современном частнособственническом обществе.
Фромм рассматривает человеческую историю, с одной стороны, как историю постоянного и стабильного процесса развития человечества, с другой же – одновременно как процесс постоянно растущего отчуждения.
Человек все слабее способен видеть в самом себе творца того, что происходит в его мире, и все сильнее ощущает себя отчужденным от этого мира – от самого себя, от других индивидов, от социума и природы, он чувствует себя марионеткой под действием внешних и враждебных по отношению к нему сил. Окружающий мир, природа, люди и предметы при таком подходе воспринимаются не как естественное окружение, а как нечто чуждое и постороннее; отчуждение «разрывает» изначальную связь субъекта с объектом.
«При ориентации на обладание нет живой связи между мной и тем, чем я владею. И объект моего обладания, и я превратились в вещи... Но здесь имеет место и обратная связь: объект обладает мной…»
Главную роль в этом процессе и Маркс, и вслед за ним Фромм отводят частной собственности. Именно она, по их мнению, служит первопричиной отчуждения, поскольку (как считает Фромм) переводит все интересы человека из духовной области в область материального; в другой своей работе, «Иметь или быть», он обозначает эти два противостоящих друг другу способа существования как модус «бытия» и модус «обладания».
Он утверждает, что в современной жизни доминирует режим «иметь», и объясняет именно им возобладание процессов отчуждения и деградации: ведь на сегодня сама альтернатива «иметь или быть» кажется современному человеку почти абсурдной, лишенной здравого смысла.
Программа, предлагаемая Фроммом, направлена в первую очередь на трансформацию человеческого сознания, и уже на этой основе – на общественные преобразования. В этом проявляются факторы, определяющие одно из основных отличий его системы от системы Карла Маркса, послужившего в свое время одним из важнейших источников вдохновения для самого Фромма.