Характеристики социального обеспечения детей
Согласно Конституции Российской Федерации все обязанности по содержанию ребенка, а также по его воспитанию и социализации полностью возложены на родителей. При этом, существуют определенные условия в которых эти обязанности распространяются также и на других членов семьи – на бабушек и дедушек, других близких родственников, которые имеют контакты с ребенком. Тем не менее, и общество, и государство играют очень важную роль в том, чтобы предоставлять различные блага и социальное обеспечение одному из родителей ребенка, всей его семье и, конечно, непосредственно самому ребенку.
В Конституции Российской Федерации предусмотрено социальное обеспечение для организации воспитания ребенка, законодательство также предусматривает выплату социальных семейных пособий в связи с рождением ребенка, а также обеспечение его дальнейшего воспитания и ухода за ним до тех пор, пока он самостоятельно не сможет ухаживать за собой. Социальные выплаты могут постепенно видоизменяться, преимущественно дополняться другими формами социального обеспечения. К ним относятся такие, как:
- Содержание несовершеннолетнего ребенка в детском дошкольном учреждении;
- Содержание ребенка в интернате или детском доме, в школе-интернате;
- Определение наиболее нуждающихся детей в дома-интернаты, предназначенные для детей, которые имеют какие-либо отклонения в здоровье или развитии;
- Социальное обслуживание ребенка с ограниченными возможностями на дому, предоставление ему специалистов – психолога, социального работника.
В период существования Советского Союза эти услуги полностью предоставлялись, поэтому соцработники не сталкивались с нареканиями или критикой. Но современное состояние данной сферы социального обслуживания детей нельзя назвать благополучным, поскольку оно не отвечает требованиям, а в некоторых моментах даже противоречит установленным нормам. В качестве примера того, насколько ухудшилась современная ситуация, можно привести состояние обеспеченности детей услугами детских дошкольных учреждений. Мест в детских садах катастрофически не хватает, родители вынуждены заниматься детьми, при этом отказываясь от трудоустройства, поскольку, пока ребенок маленький, совмещать работу и уход за ним не представляется возможным.
В обобщенном виде помощь, которую оказывает государство и сопутствующие ответственные органы, можно охарактеризовать следующим образом:
- Обслуживание детей в рамках детских дошкольных учреждений (ясли и детские сады), а также в школах-интернатах, санаториях и лагерях, оздоровительных стационарах;
- Присмотр за детьми, который осуществляется на протяжении их нахождения в школьном заведении;
- Обеспечение детей питанием во время их пребывания в школе, а также в ряду школьных групп продленного дня.
Также государство и сопутствующие органы организуют помощь малообеспеченным семьям, в которых воспитываются несовершеннолетние дети:
- во-первых, их обеспечивают различными социальными пособиями по уходу за ребенком;
- во-вторых, обеспечивают детей социальными пенсиями в том случае, если семья потеряла кормильца и теперь не имеет никакого источника дохода;
- в-третьих, если в семье есть дети инвалиды, то им в обязательном порядке со стороны государства отчисляются социальные пенсии;
- в-четвертых, социальное обеспечение выражается в виде льгот по налогам для рабочих и служащих, которые имеют детей, а также в дополнительных субсидиях и единовременных выплатах (сюда относится система материнского капитала).
Виды социального обеспечения и пособий
В предыдущей части статьи мы рассмотрели ситуации, которые учитываются при социальном обеспечении ребенка или семьи, в которой воспитываются дети. Также в семьях, где воспитываются дети, родители могут претендовать на социальное обеспечение в виде государственных и социальных пособий. Например, это пособия, которые выплачиваются в связи с беременностью и родами; единовременные выплаты в виде пособий, предназначенные женщинам, которые встали на учет в медицинские учреждения, будучи на ранних сроках беременности.
Нельзя не упомянуть о единовременных пособиях, которые предназначаются беременным женам военнослужащих, которые в конкретный период времени проходят военную службу по призыву. Государство предусматривает:
- единовременные денежные выплаты при рождении ребенка и при его последующей передаче на воспитание в семью;
- ежемесячные пособия, которые начисляются матерям по уходу за ребенком (поскольку в этот период они находятся в декретном отпуске и не имеют возможности получать заработную плату);
- ежемесячные пособия, выплачиваемые детям военнослужащих, которые в это время проходят обязательную военную службу по призыву.
Таким образом, государство берет на себя большую финансовую ответственность за социальное обеспечение детей, ибо они являются той самой категорией, которая в наибольшей степени нуждается в поддержке не только со стороны своей семьи, но и со стороны государства.
В детях можно реализовать потенциал, заложить основы будущего благополучия страны, но для этого в младшем возрасте для ребенка нужно создать наиболее благоприятные условия, чтобы сохранить его физическое и психическое здоровье.
С детьми, которые попадают в неблагополучные семьи, работают социальные работники, органы опеки и попечительства. Они рассматривают возможные варианты улучшения жизненных условий ребенка. Если эти меры неэффективны, то органами опеки и социальными работниками осуществляются меры по изъятию ребенка из семьи и передаче его опекунам – ближайшим родственникам или новой семье.
При этом ребенка поддерживает и государство, и иные органы, которые обладают данными полномочиями и имеют право работать с детьми – образовательные учреждения, медицинские учреждения и многие другие.