Ранние годы
В 1913 году оставляет школу и идет работать. В 1922 поступает в Северо-Западный университет, и успешно заканчивает его. В 1925 получает степень бакалавра, а в 1920 - магистра. В 1926-1927 проходит стажировку в Кёльнском университете. С 1928 является доцентом социологии в Чикагском университете, далее он получает там докторскую степень.
С 1937 начинает преподавать в Висконсинском университете. Помимо этого, читает лекции в Стэнфорде, Гарварде и Колумбийском университете. В ходе Второй мировой войны ведет сотрудничество с секретной службой США.
С 1957 г. является профессором социологии в университете штата Висконсин. В 1960 избирается 50-м президентом Американской социологической ассоциации.
Научные труды
Является автором работ по социологии культуры, личности, семьи, религии, социальных движений. Основоположник фундаментальных и неоднократно перепечатанных позднее издания по теории социологии: Социальная мысль от знания к науке и Современная социологическая теория в преемственности и изменении. Все его творчество связано с символическим интеракционизмом.
Основными работами являются:
- «Мальчики в белом» (о профессиональной социализации);
- «Аутсайдер» (изучение девиантных субкультур);
- «Как получить диплом» (анализ молодежной культуры и высшего образования).
Он всегда поддерживал тесной связи с французской и немецкой социологией, интересовался социологическим наследием Макса, Вебера. Американская социология также обязана ему внедрением идей Визе, Зиммеля, Тённиса.
Микросоциологическая теория социального действия
По мнению Беккера, основной задачей социологии является регулярное наблюдение за "социальным процессом». В связи с этим выделял такое понятие как социации. Социалии являются обоюдно активным социальным взаимодействием.
Особенное значение он уделял символической стороне социального взаимодействия. В связи с этим, в центре его внимания было исследование нормативных ценностей. Он считал, что они являются элементом социального действия, определяющего его типологически. Поэтому оценка в первую очередь является не отражением социального процесса, а творческой стороной становления личности.
Социальное действие происходит через социальные ситуации. Для понимание социальных ситуаций необходимо выделить четыре "аналитических элемента":
- социальный объект,
- социальный метод,
- социальные инструменты
- социальная ответная реакция.
Наивысшая роль социологии заключается в предсказание событий. Если это возможно и в их управление. Беккером было выделено четыре типа ситуаций социального действия:
- Целесообразная рациональность. Она не ограничивает выбора средств, которые необходимы для достижения какой либо цели;
- Санкционированная рациональность. Здесь характер целей определяют средства;
- Традиционная нерациональность. В данном случае целью являются средства;
- Аффективная нерациональность. Происходит утрата между средствами и целями.
Данная типология носит конструктивный характер. Построение типов необходимо начинать с формулирования гипотезы о предварительных условиях существования изучаемого явления. Далее следует исследование культурной данности. В итоге, понимание его как "типового набора типовых личностей, процессов и структур".
Помимо этого, он внес огромный вклад в изучение студенческой культуры, в теорию стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения) а также социологию искусства.