Инструментальная ценность образования
Говоря о базовых ценностях образования, мы будем исходить из того, что они вытекают из двух основных обстоятельств. Во-первых, из самого по себе удовлетворения от обладания образованием, связанного с тем, что знание отвечает на присущие всем людям импульсы любознательности и открытости к получению новых навыков, знаний и опыта. Во-вторых, образование обладает существенной инструментальной ценностью, которая помогает в достижении иных, также имеющих значение для человека, ценностей:
- Образование выступает в качестве механизма увеличения собственного состояния – обретение лучшего места работы, карьерный рост, высокие заработки, высокий уровень жизни, стабильность;
- Образование помогает обрести власть, в том числе и такую ее разновидность, как «власть экспертную». Конечно, стоит отметить, что образование является не единственным условием для обретения этого качества.
Характеристика ценностей современного образования
Ценности образования на сегодняшний день действуют на каждом этапе его развития в виде моральных императивов. Эти ценности – не законы педагогической деятельности, а скорее основания ее самоорганизации и саморазвития, обобщенные представления о желаемом и социально необходимом для человеческого сообщества.
Ведущие ценности современного образования – это: активность, творчество, гуманизация, толерантность, свобода, динамизм, профессионализм, конкурентоспособность. Все они, по идее, должны воплощаться не только в содержании и процессе учебной деятельности, но и во внеучебной деятельности студентов так же активно, так как большая часть времени молодого человека посвящена досугу, общению, спорту, развлечениям. Педагогическое сопровождение трансляции этих ценностей в студенческую среду активно развивается.
Мы рассмотрим следующие базовые ценности образования:
- Взаимопонимание – система чувств и взаимоотношений, которая позволяет достигнуть цели совместной деятельности или общения, а также максимально способствует соблюдению интересов всех сторон, участвующих в образовательном процессе;
- Выбор – наряду с самоопределением выступает как один из основных принципов личностно ориентированного образования. Ориентация происходит на внутренние резервы и душевный потенциал подрастающего организма;
- Добродетель – гуманистические ценности, ориентированные на человека (человеколюбие, другодоминантность, великодушие, забота, доброта);
- Защита – выражена в готовности и способности педагога прийти на помощь учащемуся;
- Индивидуализм – выражается в наивысшей ценности свободы человека. Отсюда вытекает еще одна ценность – индивидуальность как неповторимое своеобразие личности: каждый обладает своим набором уникальных качеств, которые необходимо развивать в процессе получения образования на всех этапах: начиная с дошкольного, и заканчивая послевузовским.
Ценность образования в конкурентоспособности
На сегодняшний день самый популярный ракурс, с которого многие исследователи и обыватели рассматривают образование – это его роль в повышении конкурентоспособности как общества, так и личности. Большинство людей отмечают неразрывную связь между уровнем образования и уровнем благосостояния. Таким образом, чем выше уровень образования человека, тем выше его шансы получить более престижную и высокооплачиваемую должность.
Но здесь стоит сделать оговорку: не всегда наличие образования означает, что человек сразу же, в самом начале карьеры будет зарабатывать большие деньги и обретет успех. Здесь все зависит и от личных качеств индивида: его целеустремленность, уверенность, стремление развиваться, любознательность и активность.