Уровни культуры
Так как в научном знании нет единого понимания, что такое культура, то и структура ее достаточно сложная и неоднозначная, характеризующаяся наличием разных уровней.
Если понимать уровни культуры как уровни культурности, духовного совершенство, то здесь стоит отметить то, к чему стремится человек или группа людей, или же целое общество в зависимости от развитости, условий проживания, культурных традиций и особенностей.
На основе доминирования (у человека, группы, социума) определенных интересов или потребностей выделяются три крупных подуровня:
- Уровень, обусловленный доминирование прагматический тенденций и потребностей, также потребности в выживании, самосохранении и комфорта. Этот уровень считается низшим, и граничит с полным бескультурьем;
- Уровень, обусловленный доминированием интереса к самой жизни, при этой важнейшая потребность – жить жизнью. Своих способностей. Ценным оказывается отношение к делу, к сфере, в которой человек может реализовать свой потенциал, самосовершенствоваться;
- Уровень, основанный на потребности в другом человеке. Яркий пример – настоящая любовь. Также на данном уровне для людей характерна направленность на культурное самообогащение.
Нравственные ценности культуры
Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к определенному объекту. Для человека ценность представляют те предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: радость, удовольствие, наслаждение, удовлетворение потребностей. Ценность, по сути, это не конкретный предмет, это вид смысла, который человек видит в предмете, то, как этот предмет ощущается.
Ценности культуры – это вся совокупность того, что создано человеком и способствует позитивному влиянию на душу, возвышающее личность над миром материи, устремляющее ее к высшему, прекрасному, а также к саморазвитию и самосовершенствованию. Ценности культуры обязательно содержат в себе высокую идею, являя воплощение Высшего идеала.
Ключевой нравственной ценностью культуры является добро. Оно реализуется в поведении человека, а также в его отношении к другим людям, к самому себе. То есть, все это можно назвать одним словом – добродетель.
Добродетель – тот, кто намерен делать добро и регулярно его совершает, побуждая к подобным действиям других людей, мотивируя их и заряжая энергетикой. Добро может реализоваться в честном, порядочном, милосердном отношении, поведении и действии.
Базовыми ценностями культуры являются вера, добро и красота. Красота в данном случае не только внешняя, которая может быть функциональной, но и внутренняя. Она выступает как носитель энергии, обеспечивающей процесс духовного восхождения человечества, его самосовершенствования, с другой стороны, воплощаясь в памятниках культуры.
Любовь – еще одна важная культурная ценность. Присуща она только высшему уровню культуры, граничит с понятием «свобода», «жертвенность». Как ценность она также особое значение приобретает в педагогическом и воспитательном виде деятельности. То есть, это способность чувствовать, поддерживать, сопереживать и мотивировать к деятельности, при этом помогая развивать только лучшие и главные качества.
С аксиологической точки зрения представлена иная классификация ценностей культуры: они выстраиваются в иерархической последовательности – от низших (чувственных) до высших (священных). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические и материальные.
На основе ценностных представлений, которые господствуют в культуре, и образуется система ценностных ориентаций личности, а каждый индивид уже упорядочивает их по-своему, в зависимости от потребностей, мировоззрения, воспитания.