В современном мире права и возможности инвалидов стремительно расширяются, год от года государства разрабатывают и успешно реализуют новые социальные программы помощи инвалидам и их семьям. Так, например, активисты борются за доступ инвалидов к участию во всех сферах жизни общества.
В России помощь и поддержка инвалидам и другим уязвимым социальным группам осуществляются посредством реализации программ социальной работы. Особое положение среди уязвимых социальных групп занимают инвалиды детства. Согласно статистике, в России данная категория составляют более 12 % от общего числа инвалидов.
Содержание понятия «ребенок-инвалид» на нормативном уровне в России определяется приказом Минздрава «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов».
Согласно этому приказу дети-инвалиды – это дети с отклонениями от нормального психического или физического развития, которые не позволяют им вести полноценную жизнь.
Дети-инвалиды как объект социальной работы
Детская инвалидность имеет несколько отличную от взрослой структуру причин. Так, например, основными причинами детской инвалидности в России выступают:
- психические расстройства и расстройства поведения;
- болезни ЦНС;
- врожденные недуги и хромосомные аномалии;
- болезни эндокринной системы, пищевого поведения и обмена веществ;
- болезни органов чувств;
- болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
- болезни системы кровообращения;
- болезни системы пищеварения;
- болезни мочеполовой системы;
- новообразования;
- инфекционные и паразитарные заболевания;
- травмы, отравления, внешние воздействия.
Стоит отметить, что большое число инвалидов неспособны к самостоятельной деятельности, а их социальные функции ограничены вследствие тяжести расстройств. Инвалидность у детей существенно ограничивает жизнедеятельность, она приводит к социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, сложностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Инвалидность в детском возрасте является более тяжелой для реабилитации в том плане, что она затрагивает процессы формирования социализации и обучения.
Основы социальной работы с инвалидами детства
Государством, и институтом социальной помощи населению в частности, разрабатываются новые программы поддержки инвалидов, включая детей-инвалидов.
При этом, основной целью социальной работы при работе с инвалидами детства считаются помощь в освоении и усвоении ими социального опыта, включение их в социум и культурную среду. Параллельно с этим решаются такие проблемы как: изменение социального статуса, экономического и культурного уровней, ценностей, ориентаций, восстановление ресурсов и жизненных сил.
Технологии социальной работы с инвалидами детства можно разделить на следующие виды:
- социальная диагностика;
- социальная реабилитация;
- социальная адаптация.
На практике все вышеупомянутые технологии должны быть реализованы вместе, комплексно. Это критерий успешной интеграции детей-инвалидов в общество, что является основной целью социальной работы с инвалидами детства.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Социальная диагностика.
Социальная диагностика является интегративным инструментом в социальной работе, то есть она воплощает в себе разнообразие методов (например, наблюдение и интервью, использование социально-диагностических методик). Однако, для ее эффективного использования необходимо, чтобы социальный работник обладал способностью распознавать ресурсы ребенка, потенциальные возможности его окружения, выявлять причины трудной жизненной ситуации, а также уметь искать пути ее решения.
Анализ проблемы ребенка-инвалида осуществляется тремя путями:
- анализ результатов социально-диагностических методов;
- характеристика готовности самого ребенка и его семьи решить проблему;
- систематизация информации о семье ребенка-инвалида (микроклимат, экономические условия).
С помощью данного инструмента социальный работник ставит социальный диагноз, на основе которого определяется цель и сроки ее достижения, выбирается дальнейший путь совместной работы с ребенком. Социальный диагноз, поставленный в результате использования социально-диагностических методов, отражает индивидуальные особенности ребенка с ограниченными возможностями, включая рекомендации по выбору методов его социальной реабилитации.
Социальную реабилитацию в системе социальной работы с уязвимыми группами населения рассматривают как восстановление основных функций личности. Одну из важнейших ролей в данном процессе играет семья ребенка с ограниченными возможностями.
Характер реабилитационной работы с ребенком-инвалидом в семье во многом зависит от особенности его заболевания. Наиболее распространенной формой обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями являются реабилитационные центры, где используются индивидуальные программы реабилитации детей средствами образования. Как правило, они очень тесно сотрудничают как с семьей ребенка, так и с общественными учреждениями.
Помимо этого, существуют альтернативные форматы социальной реабилитации:
- надомная;
- стационарная (например, дом-интернат);
- полустационарная (с дневным посещением).
Успешная социальная адаптация предполагает способность человека эффективно противостоять негативным или неблагоприятным воздействиям окружающей среды. В контексте социальной работы с инвалидами детства социальная адаптация призвана не только противодействовать негативным влияниям извне, но и способствовать росту самореализации. В любом случае, главным субъектом социальной адаптации выступает сам индивид. Социальная адаптация подразумевает активное приспособление ребенка-инвалида к условиям социальной среды.