Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-правовые основы медико-социальной экспертизы

Государство берет на себя ответственность за обеспечение равных условий и возможностей для всех своих граждан, за предоставление дополнительной социальной защиты и поддержки наиболее уязвимым группам населения - это закреплено на уровне федеральных законов. К категории населения, нуждающихся в помощи от государства, относят детей и семьи, пожилых людей, военных, инвалидов и так далее.

Как правило, право на получение того или иного вида социальной поддержки предоставляется при соблюдении определенных условий, различных для каждой уязвимой группы населения, что регламентировано в соответствующих законах. Например, на получение материнского капитала требуется оформление опеки или попечительства над ребенком или детьми или их рождение.

Инвалиды, как одна из социально уязвимых групп, нуждающихся в государственной поддержке, должны сначала доказать свой статус инвалида для получения льгот и дополнительных услуг путем прохождения медико-социальной экспертизы.

Определение 1

Медико-социальная экспертиза (далее МСЭ) - это процесс признания человека инвалидом и определения спектра его потребностей в мерах социальной защиты на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкой дисфункцией организма.

Признание человека инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

МСЭ реализуется исходя из комплексной оценки состояния организма посредством анализа клинико-функциональных, профессионально-трудовых, социально-бытовых, психологических характеристик человека.

Социальные основы проведения медико-социальной экспертизы

Для прохождения МСЭ гражданину нужны специальные основания или направление. Так, права различных органов на направление на МСЭ регулирует Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». К таким органам относятся:

  1. Медицинская организация любой организационно-правовой формы.
  2. Орган пенсионного обеспечения населения.
  3. Орган социальной защиты граждан.
  4. Собственно любой гражданин при наличии справки об отказе в направлении на МСЭ от любого органа, указанного выше.
«Социально-правовые основы медико-социальной экспертизы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Медицинская организация может направить гражданина на МСЭ после реализации необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии сведений, которые подтверждают имеющееся стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Органы пенсионного обеспечения или органы социальной защиты вправе направлять на МСЭ гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, в случае наличия у него медицинских документов, которые подтверждают нарушения функций организма вследствие заболеваний, травм или дефектов.

Гражданин также может обратиться за медико-социальной экспертизой самостоятельно при наличии у него справки об отказе от направления на МСЭ органами пенсионного обеспечения, социального обслуживания или медицинской организацией.

Предоставление данной государственной услуги осуществляется находящимися в ведении Минтруда федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро, главными бюро, бюро.

Как правило, Федеральное бюро занимается сбором статистики касательно инвалидности, контролем работы подвластных ему учреждений МСЭ, вынесением заключений в специальных случаях, участием в разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов и так далее. Проведением МСЭ занимаются преимущественно местные бюро, которые могут быть подразделены на учреждения общего профиля, специального (для больных туберкулезом, для лиц с психическими нарушениями, для несовершеннолетних и др.) и смешанного.

Правовые основы проведения медико-социальной экспертизы

Основным государственным документом, регулирующим назначение и проведение медико-социальной экспертизы, является ФЗ от 21 ноября 2011, а именно его глава 7, статья 60 «Медико-социальная экспертиза». Вопросы, касающиеся порядка и условий проведения МСЭ, детально регламентированы в Постановлении Правительства РФ от 20 февраля 2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» и Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы от 29 января 2014 г. № 59н, а также нормативно-правовых актах, которые непосредственно регулируют организационные основы в работе МСЭ. К ним относятся, например: Приказ Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 №77 «Об утверждении формы Направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» и так далее.

Приказ Минтруда России от 11 октября 2012 № 310н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» регламентирует структуру федеральной службы МСЭ. Таким образом, Федеральное бюро МСЭ выполняет функции главного экспертно-реабилитационного и научно-методического центра, который контролирует местные бюро МСЭ в различных субъектов. Последние, в свою очередь, регулируют работу филиалов бюро МСЭ, которые обслуживают от 70 тысяч до 90 тысяч человек населения.

30 января 2010 Правительство РФ приняло Концепцию совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, которая регламентирует основные направления и этапы совершенствования государственной системы медико-социальной реабилитации, которая опирается на стандарты ООН касательно определения рамок здоровья и патологии. Данный документ позволяет работникам медицинских учреждений выносить заключения о состоянии здоровья человеке, о его работоспособности, а также о необходимости в дополнительных мерах поддержки.

Документом, регламентирующим порядок оценки функций и ограничений жизнедеятельности при проведении МСЭ, является Приказ Минтруда России от 17 декабря 2015 №1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Именно согласно ему выносятся заключения о присвоении инвалидности, а также приписывается ее степень, необходимые меры дополнительной поддержки, составляется программа лечения и реабилитации.

Дата последнего обновления статьи: 31.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot