Во все периоды истории почти все народы крайне внимательно относились к незащищенным сородичам: детям, инвалидам, пожилым, беременным, тяжело больным и др. Еще в древнейших общинах складывалась система помощи, поддержки и заботы о данных категориях людей. Одной из наиболее незащищенных категорий населения в любых государствах считаются дети-инвалиды, которым нужно пристальное внимание и помощь с самого рождения.
Дети-инвалиды как особая категория нуждающегося населения
Ребенок-инвалид — это ребенок с особым статусом, трудности которого обуславливаются личностными особенностями и характером взаимоотношений между ребенком и его семьей, закрытостью семьи для внешнего мира, недостатком общения, отсутствием работы у одного или обоих родителей, особым статусом в семье ребёнка-инвалида, которое связано с его недугом.
К детям-инвалидам можно причислить тех, кто:
- имеет задержку в развитии;
- имеет медицинские диагнозы, приводящие к отставанию в развитии;
- относится к биологической группе риска (недоношенные и маловесные, т.е. рожденные с массой тела менее 1500 грамм);
- имеет установленную 3 или 4 группы здоровья;
- имеет серьезные изменения в поведении.
Инвалидность у детей ведет к существенному ограничению жизнедеятельности, к социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении, трудностями в самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессией. Именно поэтому государство должно прикладывать дополнительные усилия для обеспечения данной группе населения равных с другими детьми возможностей.
С течением времени социальная поддержка детей-инвалидов в России претерпела значительные изменения. Задача данной работы: рассмотреть эти изменения, а также проанализировать состояние социальной работы с данной категорией населения в настоящее время.
История социальной работы с детьми-инвалидами
Основы взаимной помощи, защиты и поддержки начали складываться уже в древнеславянских общинах. Например, система круговой поруки, верви, подразумевала обеспечение питанием больных и недееспособных сородичей.
В Древней Руси начинается новый этап развития социальной помощи незащищенным гражданам, включая детей-инвалидов. Помощь детям-инвалидам оказывало как само государство, так и церковь. Право детей-инвалидов на получение социальной помощи закреплялось на законодательном уровне, а христианские каноны подвигали заботиться о нуждающихся ближних. Призрение таких детей, то есть их приют и забота о них, первоначально осуществлялось при монастырях, школах, в приютах, в воспитательных домах, в богадельнях.
Впервые термин «инвалид» был введен при правлении Петра I. В то же время издаются указы, посвященные проблемам помощи больным и недееспособным. Однако, с его смертью законодательное творчество в отношении незащищенных слоев населения временно сошло на нет.
Новый толчок развития данное направление получило при правлении Екатерины II. При ее поддержке создаются первые благотворительные общества и союзы, по ее инициативе были построены богадельни, взявшие на себя функцию заботы об инвалидах.
В XX веке социальным обеспечением граждан занимался Наркомат государственного призрения РСФСР, переименованный в 2018 в Народный комиссариат социального обеспечения. В первую очередь социальную помощь получали граждане наемного труда, потерявшие работоспособность, однако, вскоре советская власть взяла курс на социальное обеспечение нуждающегося населения. Появилось государственное финансирование бюджета, которое складывалось из взносов предприятий, учреждений и других работодателей. Развивается система присвоения статуса инвалидности, а также определения ее тяжести. Инвалидам, в том числе детям-инвалидам, предоставляют жилищную, натуральную, денежную, трудовую, медицинскую помощь.
Официальное признание направление помощи нуждающимся наконец получило 23 апреля 1991 года - в перечне профессий, утверждаемым государственным комитетом по труду и социальным вопросам, появляется "социальная работа".
Однако, стоит помнить, что на протяжении истории социальную помощь получали, как правило, военные, получившие тяжелые травмы в ходе боев, крестьяне, получившие увечья, несовместимые с продолжением труда, взрослые граждане СССР, пострадавшие от травмы на рабочем месте. Однако, внимание детям-инвалидом почти не уделялось.
Современное состояние социальной работы с инвалидами
На сегодняшний день социальная работа в области помощи детям-инвалидам направлена не только на обеспечение для них достойного качества жизни, социализации и самовыражения, но и на интеграцию их в общество, адаптацию к современным реалиям. Такой модели социальной инвалидности государство придерживается с 1990 года. Однако, к сожалению, в России еще не до конца разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, а также реализацию интересов.
Государство также уделяет большое внимание образованию детей-инвалидов. Для них создаются и работают детские сады компенсирующего вида и комбинированного вида, дошкольные группы, специальные коррекционные школы, школы-интернаты, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. На практике осуществляются программы надомного и дистанционного образования, а для социализации детей-инвалидов созданы коррекционные классы при общеобразовательных школах.
Для поддержания медицинского и психологического здоровья ребенка в медицинских учреждениях открыты двери терапевта, дефектолога, психолога, логопеда.
Государством и его регионами постоянно создаются специальные программы и планы по обеспечению достойного уровня жизни инвалидам, включая детей-инвалидов. Например, была сформирована государственная целевая программа по обеспечению комфортной жизни для инвалидов: «Доступная среда». Реализация данной программы прошла успешно, и к 2016 году позволила создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности. Но реализация достойного уровня жизни, возможностей и комфорта наравне с другими гражданами на этом не останавливается, и государство продолжает развивать уже существующие планы и программы.