На сегодняшний день в научно-исследовательских, практических и бытовых кругах не утихают обсуждения о необходимости реализации равных прав и обеспечения социальных гарантий наиболее уязвимым группам населения, а именно - инвалидам.
Для получения дополнительной государственной поддержки и помощи различного вида, полагающихся по закону инвалидам, гражданину необходимо сначала получить статус инвалида. Получение данного статуса возможно после прохождения медико-социальной экспертизы, проводимой федеральными учреждениями.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) представляет собой форму медицинской оценки потребностей человека в социальной защите на основе анализа ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма или травмой.
Основным документом, регулирующим проведение медико-социальной экспертизы, является Федеральный Закон от 24 ноября 1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (последние изменения внесены Федеральным законом от 24 июля 2009 года).
Работа органов МСЭ
Органами, ответственными за проведение медико-социальной экспертизы, являются:
- Местные бюро МСЭ.
- Главные бюро МСЭ.
- Федеральное бюро МСЭ.
Данные организации приведены в списке в порядке их иерархии. Таким образом, главное бюро МСЭ анализирует и управляет работой подведомственных бюро, а обследования проводятся там только в случае обжалования решения местного бюро или при необходимости провести сложные специальные анализы. Федеральное бюро в свою очередь контролирует деятельность главного бюро.
Рассмотрим основные задачи и функции каждого из органов медико-социальной экспертизы отдельно.
В задачи бюро МСЭ входит:
- установление инвалидности, а также ее степени, сроков, причины, времени наступления, меры потребности гражданина в социальной помощи;
- определение меры нетрудоспособности обратившихся граждан;
- разработка индивидуальных реабилитационных программ, а также общих программ реабилитации и социальной защиты инвалидов;
- определение степени необходимости в медицинской, социальной или профессиональной реабилитации гражданина;
- учет граждан, прошедших МСЭ на подконтрольной данному органу территории;
- разработка программ реабилитации инвалидов, их социальной защиты и профилактики инвалидности.
Главное бюро МСЭ, в свою очередь, реализует следующие функции:
- координация подконтрольных местных бюро МСЭ, обобщение опыта их работы;
- рассмотрение жалоб и апелляций граждан, несогласных с вердиктом местных бюро МСЭ;
- изменение, отмена решений бюро МСЭ при необходимости;
- статистический анализ степени и причин инвалидности среди населения.
Федеральное бюро МСЭ имеет более общие задачи:
- контроль и координация деятельности бюро МСЭ, включая Главных бюро;
- изменение, отмена решений Главных бюро МСЭ при необходимости;
- освидетельствование граждан в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;
- проведение комплексной современной диагностики в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;
- участие в создании и внедрении программ реабилитации инвалидов;
- организация обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области МСЭ;
- организационная и методическая помощь бюро;
- статистический анализ степени и причин инвалидности среди населения.
Помимо реализации своих основных функций Федеральное бюро МСЭ также имеет право на проведение научно-практических исследований, например, факторов, приводящих к инвалидности. В связи с этим бюро может вносить в медико-биологическое агентство предложения о реализации новейших программ социальной помощи инвалидам, новых технологий диагностики или учета опыта бюро.
Медико-социальная экспертиза
Для прохождения медико-социальной экспертизы гражданин должен получить специальное направление. На проведение МСЭ гражданина может направить один из следующих органов:
- Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь.
- Организация, осуществляющая пенсионное обеспечение.
- Орган социальной защиты граждан.
При этом требуется, чтобы гражданин обладал документами, подтверждающими нарушение функций организма вследствие заболеваний, дефектов или получения травм.
В случае, если вышеуказанные организации отказали гражданину в направлении на проведение медико-социальной экспертизы, ему выдается справка об отказе, на основании которой он может самостоятельно обратиться в бюро МСЭ.
Медико-социальная экспертиза, в зависимости от обстоятельств, может проводиться в следующих точках:
- в бюро по месту жительства или пребывания гражданина;
- на дому;
- в стационаре;
- в главном или Федеральном бюро (в случае обжалования решения бюро или при необходимости специальных обследований).
Главной задачей МСЭ является определение потребности гражданина в мерах социальной защиты, и в связи с этим в состав бюро входит не менее трех специалистов по медико-социальной экспертизе, включая врача-реабилитолога, специалиста по социальной работе и психолога.
Решение о признании индивида инвалидом или отказ в признании принимается на основе анализа данных проведенной медико-социальной экспертизы путем голосования участвовавших в нем специалистов. Решение предъявляется лично гражданину или его законному представителю.
В случае признания гражданина инвалидом комиссия устанавливает его группу инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности (I, II, III степень инвалидности) или без ограничений к работе. Помимо этого разрабатывается индивидуальная программа его реабилитации, а также ему выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности. Комиссия также устанавливает срок, по истечении которого гражданину необходимо пройти переосвидетельствование.
Инвалидность I группы устанавливается сроком в два года, II и III групп – на один год, «ребенку инвалиду» инвалидность – на один или два года, либо до достижения им возраста 18 лет.