«Трэвел-блог» в системе виртуальной коммуникации
В современном интернет-пространстве встречаются и взаимодействуют различные жанры, в том числе и новые, возникшие недавно в связи с развитием технологий. К новому типу жанров относятся те, которые возникли как трансформированные формы телевизионных телепередач, имеющих, однако, новые признаки, отличающие из от формата телевидения.
Популярным каналом распространения информации в Интернете стали социальные сети, в которых пользователи не только общаются, но и создают контент познавательной, развлекательной или социальной направленности.
В социальных сетях активно формируются новые и трансформируются уже известные жанровые формы:
- Жанр обзора или рекомендации продукции, услуг.
- Жанр экскурсии, виртуального путешествия.
- Жанр дневника.
- Жанр лекции или практического занятия.
- Жанр консультации.
- Жанр интервью и проч.
Интересной жанровой формой с точки зрения языковой организации выступает так называемый «трэвел-блог», который широко распространен в современной интернет-коммуникации.
«Трэвел-блог» представляет собой диалогическую жанровую форму, которая выступает как вариант репортажа о путешествии, имеющего практическую направленность и адресованного определенной аудитории (подписчикам канала).
Жанр «трэвел-блога» и его языковые особенности
Жанр «трэвел-блога» возник на стыке нескольких жанровых разновидностей – телевизионного путешествия, обзора, репортажа, дневника. Такая гибридность определяет специфические жанровые черты этого формата, отличающие его от других жанровых форм:
- Коммуникативная цель «трэвел-блога» заключается одновременно в информировании зрителей об особенностях страны или местности, по которой путешествует автор, и воздействии на аудиторию с целью увеличения числа подписчиков.
- Адресант блога о путешествии, как правило, яркая языковая личность, человек с индивидуальной речевой манерой, узнаваемой и востребованной пользователями (зрителями).
- Адресат блога – большая аудитория подписчиков, которая потенциально не ограничена ничем, кроме факторов личной заинтересованности в содержании контента.
- Композиционные особенности «трэвел-блога» воспроизводят структурную схему репортажа с места события или экскурсии. Как правило, автор последовательно рассказывает о путешествии, знакомит зрителей с наиболее интересными местами, событиями, проводит экскурсию по достопримечательностям, дегустирует блюда местной кухни, знакомится с обычаями и традициями.
- Языковые особенности сочетают в себе черты разговорного и публицистического стилей, что проявляется в подчеркнутой неформальности, простоте речи, включении в нее диалогических элементов, прямых обращений к зрителям, а также субъективных и оценочных высказываний.
Жанровая разнородность «трэвел-блога» позволяет сочетать в его содержании различные типы сообщений:
- Информационные компоненты, направленные на ознакомление зрителя с определенными местами отдыха, туризма.
- Рекомендательные высказывания, связанные с советами по организации отдыха, приобретению билетов, бронированию отеля и проч.
- Рекламные части, направленные на продвижение товаров и услуг в сфере туризма.
- Аналитические компоненты, предполагающие сравнение или объективную оценку разных мест отдыха, их ранжирование по определенным признакам.
Кроме этого, блог о путешествии может содержать и субъективную информацию: рассказ о гастрономических предпочтениях автора, воспоминания, замечания и оценки происходящего. Это является отличительной чертой «трэвел-блога», в котором большую роль играет личностное начало.
«Трэвел-блог» – диалогический жанр, в котором значительное место занимает общение автора с пользователями (подписчиками). Это определяет следующие языковые особенности «трэвел-блога»:
- Использование формы изложения информации от первого лица.
- Наличие вопросно-ответной формы изложения.
- Прямые обращения к зрителям.
- Использование контактоустанавливающих элементов.
- Наличие большого числа вводных слов, междометий, частиц, передающих эмоциональное состояние автора.
- Использование элементов речевой экспрессии проч.
Помимо указанных языковых особенностей, для «трэвел-блога», ориентированного на молодежную аудиторию, характерно употребление жаргона, сленга, современных заимствований и проч., что отражает специфику разговорной коммуникации.
Как интернет-жанр, «трэвел-блог» имеет и характерные маркеры виртуальной коммуникации:
- Призывы к зрителям («ставьте лайк», «жмите на колокольчик», «смотрите другие видео»).
- Уведомления о подписке («не забудьте подписаться»).
- Ссылки на другие ролики автора («об этом смотрите в описании кролику», «ссылку на этот ролик я оставлю здесь»).
Перечисленные особенности «трэвел-блога» позволяют говорить о нем как о новой жанровой форме, функционирующей в социальных сетях и представляющей видеосюжет о путешествии автора, который сочетает черты информативные и субъективно-оценочные компоненты.