Жанр обзора недвижимости как новый тип медиатекста
В сфере функционирования современных медиажанров появляются тексты, связанные со сферой интернет-торговли. Их коммуникативная цель связана с продвижением определенных товаров и услуг на рынке. Наиболее динамично развивающийся интернет-жанр – онлайн-обзор товара, который одновременно выполняет информативно-репрезентативную функцию, и в то же время является рекламным аттрактором для потребителя.
Жанр обзора недвижимости представляет собой новый тип медиажанра, функционирующий в сфере рынка недвижимости как тип «продающего» текста.
Коммуникативные параметры жанра обзора недвижимости состоят в следующем:
- Коммуникативная цель жара – дать потенциальному покупателю представление об объекте недвижимости, а также побудить к приобретению этого объекта путем рекламы.
- Композиционные особенности связаны с реализацией определенной сюжетной схемы обзора: демонстрация объекта недвижимости – описание основных характеристик и преимуществ объекта – информация о цене, условиях продажи и проч.
- Образ автора формируется в совокупности информативно-рекламных стратегий. Речевое поведение автора сочетает особенности, присущие коммуникативным интенциям гида-экскурсовода и продавца, презентующего свой товар потребителю.
- Образ адресата является чрезвычайно важным для обзора, поскольку этот жар выстраивается таким образом, что создает иллюзию личного присутствия на объекте недвижимости, «приближая» зрителя к ведущему обзора и сокращая коммуникативную дистанцию между ними. Как правило, сегмент рынка, которому принадлежит рекламируемый объект, определяет и возможный образ адресата. Чаще всего он предстает как совокупный образ современного, успешного человека, ценящего комфорт, безопасность и качество жизни.
- Диктумный уровень высказывания в жанре обзора создает ощущение причастности зрителя к событиям, которые разворачиваются на его глазах. В то время как в реальности существует временная дистанция между съемкой обзора и его демонстрацией потребителю. Например, ведущий может использовать следующие конструкции с глаголами настоящего времени: «Мы с вами находимся на кухне, видим большое, открытое пространство, удачно разделенное на зоны»; «теперь двигаемся дальше по коридору и попадаем в гардеробную».
- Образ будущего в высказывании формируется за счет моделирования ведущим (автором) возможных целей и способов использования объекта потенциальным владельцем. Например: «Будущий владелец может использовать эту комнату как кабинет или небольшой спортзал»; «наличие мебели и встроенной техники позволит будущему владельцу не заботиться об оснащении квартиры всем необходимым для комфортной жизни».
Коммуникативная прагматика жанра обзора недвижимости
Коммуникативно-речевые стратегии жанра обзора недвижимости сочетают в себе следующие параметры:
- Описательная стратегия соседствует с рекламной, что выражается в использовании маркеров рекомендации, а также намека. Например: «Здесь оборудована прачечная, но вы можете использовать эту комнату как дополнительную кладовую»; «Рядом с домом расположен большой парк. Отличный вариант для семей с детьми».
- Автор использует оценочные атрибутивы, маркирующие качественные характеристики объекта недвижимости. Например: «эксклюзивное предложение», «роскошные апартаменты», «просторная ванная комната», «функциональное помещение», «элитный дом», «удобное местоположение», «отличная инфраструктура», «современный дизайн» и проч.
- Помимо элементов «речевой креативности», присущих рекламному тексту, автор использует и речевые шаблоны, характерные для описания недвижимости. К ним относятся указание на расположение объекта, характеристики дома (материал стен, этажность, год постройки), площадь квартиры, ее габариты (количество комнат), дизайн использованные при ремонте материалы и проч., Например,: «Квартира находится на последнем этаже 25-этажного кирпичного дома в двадцати минутах ходьбы от центра города»; «Площадь квартиры составляет 60 км. м.»; «В квартире три комнаты и два санузла».
- Сочетание вербального и визуального компонента в обзорах. Доминирующим является визуальный компонент, а вербальное описание «надстраивается» над ним, выполняя функции закадрового комментария.
- Использование стратегии сокращения коммуникативной дистанции, что проявляется в использовании лекторского «мы» с семантикой совместного действия адресанта и адресата. Например: «мы заходим», «мы видим», «мы оказываемся».
- Призывный характер жанра, выражающийся в использовании побудительных конструкций: «Не упустите шанс стать владельцем роскошной квартиры на берегу моря», «Торопитесь приобрести квартиры от застройщика. Количество предложений по такой цене ограниченно».
Таким образом, жанр обзора недвижимости выступает как новый тип медиатекста, обладающий собственным коммуникативно-речевым статусом и сферой коммуникативной практики, в которой он функционирует.