Занимательная стилистика в школе
Необходимость развития коммуникативных навыков – одна из основополагающих задач современного языкового образования. Требуется, чтобы школа подготовила выпускника, способного использовать язык как инструмент эффективного взаимодействия, самовыражения, профессионального образования и трудовой деятельности.
С задачей развития коммуникативной компетенции учеников тесно связана проблема повышения их речевой культуры, совершенствования правильности, выразительности речи, обучения уместному использованию речевых возможностей в разных ситуациях общения.
Решить эту проблему можно с помощью изучения стилистики русского языка, которая позволяет не только расширить знания в области языковых средств и стилей речи, но и формирует умение использовать стилистические ресурсы языка в речевой практике.
Поскольку обучение русскому языку в школе должно нести не только познавательную, но и мотивационную ценность, освоение стилистики, ее ресурсов и норм происходит с опорой на занимательность, то есть такое качество учебного материала и применяемые образовательные технологии, которые позволяют сделать обучение интересным и личностно значимым.
Занимательная стилистика в школьном курсе языкознания может пониматься двояко:
- рассматриваться как отдельный курс (в рамках внеурочной деятельности), посвященный проблемам стилистики и ее использованию в коммуникативной практике;
- выступать как элемент обучения, применяясь на уроках в качестве вспомогательного материала, помогающего развить соответствующие стилистические умения и навыки.
К приемам занимательности, которые позволяют сделать изучение стилистики более интересным и мотивировать детей к работе над стилистическими категориями и понятиями, можно отнести следующие методы:
- Использование лингвистических задачи и проблемных ситуаций на уроке, которые стимулируют познавательную активность детей. Например, учитель предлагает переписать известную сказку в официально-деловом или публицистическом стиле.
- Лингвистический эксперимент, основанный, к примеру, на замене какого-либо слова, словосочетания в контексте на стилистически окрашенный синоним.
- Стилистическое исследование текста по определенному плану (схеме) анализа.
- Учебные игры, основанные на моделировании определенных коммуникативных ситуаций.
- Стилистическая правка исходного текста.
- Задания творческого характера: создание собственных текстов в разных стилях и жанрах, подготовка проектов, исследований.
Содержание заданий по занимательной стилистике
Занимательные упражнения, предназначенные для изучения стилистических явлений русского языка, можно условно разделить по содержанию на несколько категорий:
- Задания, направленные на знакомство со стилистическими ресурсами языка. Обычно в центре внимания учителей-словесников находятся стилистические средства лексики и нормы употребления стилистически окрашенных лексических единиц, омонимов, синонимов, паронимов. Кроме этого, также изучается стилистическое расслоение средств литературного языка и стилистические ресурсы внелитературных форм (диалектизмов, просторечия, жаргона). Так, учитель может инициировать создание «Словаря школьного (компьютерного) жаргона», который составляется учениками в группах на основе анализа речевой практики и общения в Интернете. Интересным направлением также является исследование заимствованных слов и неологизмов. Здесь также можно использовать такой прием, как оставление собственного словаря, а также различные задания поискового характера: найти контексты, в которых употребляется заимствование / неологизм, найти сведения, касающиеся происхождения новых слов и выражений, заменить заимствование исконным словом и проч.
- Задания, нацеленные на отработку умений находить и исправлять речевые и стилистические ошибки. Работа в этом направлении организуется в разных формах: деловая игра «Литературная редакция», направленная на стилистическую правку текста; «Стилистический аукцион» по нахождению и исправлению речевых ошибок; взаимопроверка сочинений и эссе.
- Задания, направленные на развитие использовать стилистические навыки в собственной речевой деятельности. Это упражнения на трансформацию текстов (пересказать широко известный текст с помощью средств иного стиля речи); написание эссе и творческих работ на заданные темы; подготовка рецензий на творческие работы других учеников; создание «Стилистического портрета» текста путем его анализа, стилистического исследования и проч.
Предлагая ученикам упражнения по занимательной стилистике, учитель должен учитывать уровень подготовки класса, возрастные особенности детей, а также связи заданий с изучаемыми языковыми явлениями. Так, при изучении грамматических тем целесообразно делать акцент на стилистических возможностях морфологии и синтаксиса, обращаясь к оценке стилистической функции форм частей речи и различных синтаксических конструкций.