Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Занимательная стилистика в школе

Занимательная стилистика в школе

Необходимость развития коммуникативных навыков – одна из основополагающих задач современного языкового образования. Требуется, чтобы школа подготовила выпускника, способного использовать язык как инструмент эффективного взаимодействия, самовыражения, профессионального образования и трудовой деятельности.

С задачей развития коммуникативной компетенции учеников тесно связана проблема повышения их речевой культуры, совершенствования правильности, выразительности речи, обучения уместному использованию речевых возможностей в разных ситуациях общения.

Решить эту проблему можно с помощью изучения стилистики русского языка, которая позволяет не только расширить знания в области языковых средств и стилей речи, но и формирует умение использовать стилистические ресурсы языка в речевой практике.

Поскольку обучение русскому языку в школе должно нести не только познавательную, но и мотивационную ценность, освоение стилистики, ее ресурсов и норм происходит с опорой на занимательность, то есть такое качество учебного материала и применяемые образовательные технологии, которые позволяют сделать обучение интересным и личностно значимым.

Занимательная стилистика в школьном курсе языкознания может пониматься двояко:

  • рассматриваться как отдельный курс (в рамках внеурочной деятельности), посвященный проблемам стилистики и ее использованию в коммуникативной практике;
  • выступать как элемент обучения, применяясь на уроках в качестве вспомогательного материала, помогающего развить соответствующие стилистические умения и навыки.

К приемам занимательности, которые позволяют сделать изучение стилистики более интересным и мотивировать детей к работе над стилистическими категориями и понятиями, можно отнести следующие методы:

  1. Использование лингвистических задачи и проблемных ситуаций на уроке, которые стимулируют познавательную активность детей. Например, учитель предлагает переписать известную сказку в официально-деловом или публицистическом стиле.
  2. Лингвистический эксперимент, основанный, к примеру, на замене какого-либо слова, словосочетания в контексте на стилистически окрашенный синоним.
  3. Стилистическое исследование текста по определенному плану (схеме) анализа.
  4. Учебные игры, основанные на моделировании определенных коммуникативных ситуаций.
  5. Стилистическая правка исходного текста.
  6. Задания творческого характера: создание собственных текстов в разных стилях и жанрах, подготовка проектов, исследований.
«Занимательная стилистика в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Содержание заданий по занимательной стилистике

Занимательные упражнения, предназначенные для изучения стилистических явлений русского языка, можно условно разделить по содержанию на несколько категорий:

  1. Задания, направленные на знакомство со стилистическими ресурсами языка. Обычно в центре внимания учителей-словесников находятся стилистические средства лексики и нормы употребления стилистически окрашенных лексических единиц, омонимов, синонимов, паронимов. Кроме этого, также изучается стилистическое расслоение средств литературного языка и стилистические ресурсы внелитературных форм (диалектизмов, просторечия, жаргона). Так, учитель может инициировать создание «Словаря школьного (компьютерного) жаргона», который составляется учениками в группах на основе анализа речевой практики и общения в Интернете. Интересным направлением также является исследование заимствованных слов и неологизмов. Здесь также можно использовать такой прием, как оставление собственного словаря, а также различные задания поискового характера: найти контексты, в которых употребляется заимствование / неологизм, найти сведения, касающиеся происхождения новых слов и выражений, заменить заимствование исконным словом и проч.
  2. Задания, нацеленные на отработку умений находить и исправлять речевые и стилистические ошибки. Работа в этом направлении организуется в разных формах: деловая игра «Литературная редакция», направленная на стилистическую правку текста; «Стилистический аукцион» по нахождению и исправлению речевых ошибок; взаимопроверка сочинений и эссе.
  3. Задания, направленные на развитие использовать стилистические навыки в собственной речевой деятельности. Это упражнения на трансформацию текстов (пересказать широко известный текст с помощью средств иного стиля речи); написание эссе и творческих работ на заданные темы; подготовка рецензий на творческие работы других учеников; создание «Стилистического портрета» текста путем его анализа, стилистического исследования и проч.

Предлагая ученикам упражнения по занимательной стилистике, учитель должен учитывать уровень подготовки класса, возрастные особенности детей, а также связи заданий с изучаемыми языковыми явлениями. Так, при изучении грамматических тем целесообразно делать акцент на стилистических возможностях морфологии и синтаксиса, обращаясь к оценке стилистической функции форм частей речи и различных синтаксических конструкций.

Дата последнего обновления статьи: 05.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot