Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимодействие оратора и аудитории

Статус оратора в публичной коммуникации

Публичная коммуникация, в частности искусство публичных выступлений, предъявляет высокие требования к оратору и его мастерству. В античной риторике не случайно существовал целый раздел, посвященный данной проблеме, который носил название оратории, или мастерства произнесения речей.

Со времен античности основные принципы оратории остались неизменными. Так, оратор, рассчитывающий на успех, должен обладать следующими качествами:

  1. Высоким уровнем осведомленности в теме выступления, эрудированностью и компетентностью.
  2. Харизмой, способностью привлекать к себе и нравиться.
  3. Уверенностью в себе, свободой и раскованностью поведения, связанной с отсутствием стеснения, психологических «зажимов», страха неудачи.
  4. Хорошей дикцией и достаточным уровнем развития интонационных характеристик речи.
  5. Грамотностью и высокой речевой культурой.
  6. Коммуникабельностью, способностью быстро устанавливать контакт с аудиторией, реагировать на изменение ее эмоционального состояния, понимать ее запросы и отвечать на них.

Помимо качеств, которыми должен обладать настоящий оратор, к аспектам его взаимодействия с аудиторией следует отнести и сам момент произнесения речи. Выступление на публике включает не просто произнесение заранее подготовленной речи вслух. Это совокупность вербальных и невербальных составляющих коммуникации, к которым следует отнести:

  1. Позу оратора, владение им «языком тела», позволяющим чувствовать себя свободно и органично во время выступления на публике. Владение жестикуляцией и мимикой, позволяющей сделать речь более убедительной, в меру выразительной и доступной для аудитории.
  2. Особенности дикции, акустические характеристики голоса и интонационное оформление высказывания, придающего речи особую выразительность.
  3. Способ подачи материала: диалог с аудиторией, свободное владение материалом, возможность легко «перестраиваться» по ходу произнесения речи, мгновенно реагировать на настроение публики, отслеживать степень ее заинтересованности.
  4. Владение приемами поддержания внимания аудитории, умение излагать материал просто, доступно и увлекательно, подкреплять свою речь аргументами и примерами из жизни, убедительность и доказательность точки зрения.
  5. Демонстрация уважения к публике, заинтересованность в аудитории, избегание агрессии, манипулирования, лжи и провокационных форм речевого поведения.
«Взаимодействие оратора и аудитории» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Взаимодействие оратора и аудитории

Особое место в практике публичного выступления уделяется взаимодействию оратора и аудитории, которое складывается из нескольких составляющих:

  1. Установление контакта.
  2. Поддержание внимания аудитории.
  3. Достижения взаимопонимания со слушателями.

Установление контакта – первая фаза взаимодействия оратора со слушателями. Опытные мастера публичных выступлений заранее продумывают такие аспекты, как размещение аудитории в зале, положение оратора по отношению к слушателям, появление перед аудиторией, представление и знакомство, внешний вид, приемы, помогающие расположить к себе слушателя.

Когда эмоциональный контакт со слушателями установлен, оратору проще добиться внимания к содержанию речи. Однако длительное время удерживать внимания только за счет этого не удастся, поэтому оратору необходимо продумывать те составляющие речи, от которых зависит интерес аудитории. Как правило, люди интересуются тем, что касается лично их, тем, что для них актуально и значимо, поэтому оратор предусматривает связь своего выступления с жизненным опытом и потребностями слушателей. Привлечь внимание в начале речи можно, используя яркий образ, необычную иллюстрацию, статистические и научные данные, а также притчи, анекдоты, примеры из истории или литературы. В дальнейшем необходимо поддерживать неослабевающие внимание публики, для чего используются вопросы, адресованные слушателям, «минутки» юмора, которые позволяют переключить внимание и отдохнуть, примеры и аргументы, вызывающие живой отклик и прочее.

Достичь взаимопонимания со слушателями – цель выступающего, поэтому он должен контролировать реакции слушателей на свое выступление: наличие / отсутствие вопросов, ответных реплик, выражение лиц, позы и т.д.

Опытный оратор всегда заранее интересуется аудиторией, перед которой ему предстоит выступать. Значимыми являются следующие факторы:

  1. Возрастной и гендерный состав.
  2. Количество слушателей.
  3. Уровень образования и сфера профессиональных интересов.
  4. Цель посещения выступления или лекции, мотивы, побудившие людей принять участие в данном мероприятии.
  5. Степень подготовленности к восприятию преподносимой информации.
  6. Актуальность и востребованность информации для аудитории.

Предугадать реакцию слушателей полностью невозможно, однако общее представление о том, чего можно ожидать от выступления в данной аудитории, позволяет оратору избежать многих ошибок и сделать свою речь более продуктивной.

Дата последнего обновления статьи: 27.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot