Возможности сочетаемости русского инфинитива и их методическая интерпретация
Проблематика использования инфинитива в составе синтаксических конструкций разного типа хорошо описана в научной литературе. Исследователи приводят классификацию слов разных частей речи, которые сочетаются с инфинитивом, указывая на семантику главного слова как на ведущий фактор объяснения роли инфинитива в предложении. При этом обратное влиянием семантики инфинитива на главные слова, присоединяющего его, изучено слабо, поэтому нет единого мнения о закономерностях использования инфинитива в тех или иных конструкциях.
Рассматривая характерное взаимодействие взаимоотношения инфинитива со словами других частей речи, в семантической структуре главного слова, которое присоединяет к себе инфинитив, можно выделить семы, связанные с языковым выражением речевых интенций и модальности говорящего. В частности, речь идет о таких модальностях, как возможность и невозможность осуществления действия, необходимость и долженствование, выражение волеизъявления, а также намерения, оценки и других категорий. Следует отметить, что такое понимание представлено в работах известного лингвиста Н. Д. Арутюновой, которая говорит о существовании так называемых интенциональных глаголов, выражающих различные аспекты, связанные с речевыми намерениями говорящего. Присутствие в данных типах конструкций инфинитива объясняется его инвариантной семантикой, способностью «объективировать» значение действия. В этом отношении инфинитив в словосочетаниях и предложениях выступает в качестве единицы, обладающей раной модальностью, соотносимой с семантикой главного слова.
Продуктивным является описание возможностей сочетаемости русского инфинитива в методическом аспекте, поскольку описание этих закономерностей позволяет использовать их в преподавании русского языка как родного и неродного языка. Это связано с функционально-коммуникативным подходом к рассмотрению языковых единиц. Конструкции с инфинитивом в данном случае выступаю в качестве типовых языковых средств выражения, закрепленных за речевыми актами с определенным набором интенций. Изучение таких конструкций и их функционально-смысловой нагрузки позволяет овладеть языком как средством коммуникации.
Лексико-грамматическая сочетаемость инфинитива в коммуникативном аспекте
Рассмотрим некоторые из конструкций с инфинитивами в плане в плане выражаемого ими коммуникативного значения и возможности их употребления в речи:
- Для выражения необходимости и долженствования, а также побуждения к действию (речевые жанры совета, рекомендации) используются сочетания модальных слов с инфинитивом: «надо + инфинитив», «нужно + инфинитив», «глаголов + инфинитив». Например: Надо полить цветок, чтобы не засох. Нужно бросать вредные привычки, чтобы улучшить качество жизни. Не забудьте купить необходимые ингредиенты для блюда.
- Для выражения таких интенций, как потребность (отсутствие потребности), желание (или нежелание), а также обязательства, обещания и проч. Для выражения этих модальностей используются типовые конструкции «хочу (не хочу) + инфинитив», «могу (не могу) + инфинитив», «обещаю + инфинитив». Например: Хочу сходить в гости. Не хочу делать это задание. Могу не успеть на поезд. Не могу помочь вам с этим. Обещаю прийти пораньше.
- Для выражения экспрессивной оценки ситуации: «наречие с семантикой оценки + инфинитив»: Трудно сделать даже шаг. Легко изучать новый язык с опытным преподавателем. Весело гулять с друзьями. Скучно смотреть этот фильм. Интересно читать приключенческую книгу.
- Для выражения значения движения, связанного с достижением цели (так называемый «целевой инфинитив»), используется конструкция «глагол в личной форме + инфинитив». Например: Я ходил тренироваться в спортзал. Она ездила отдыхать на Кипр. Он летал выступать в Москву.
Очевидно, что для выражения определенной модальности используются базовые и периферийные лексико-грамматические средства. «Ядро» каждой структуры занимают именно те единицы, которые наиболее полно выражают ее специфическую семантику. В то время как периферийные единицы передают дополнительные смысловые оттенки.
Для нужд методической работы данная информация о сочетаемости русского инфинитива имеет большое значение, так как оно позволяет реализовать следующие аспекты обучения:
- Продемонстрировать структурность, упорядоченность лексико-грамматических классов, специализирующихся на выражении определенной семантики.
- Показать коммуникативное содержание лексико-грамматических конструкций, освещая их не только в структурном, но и в функциональном аспекте.
- Представить изучаемый материал как системное образование, характеризующееся единство формы, содержания и коммуникативной реализации.
- Использовать полученные теоретические знания в практике коммуникации при выражении соответствующих речевых интенций.
Методическая интерпретация сочетаемости русского инфинитива имеет большое значение для формирования коммуникативно-ориентированного изучения русской грамматики.