Вопрос о происхождении языка в лингвистике древности и античности
Проблемы, относящиеся к решению вопроса о происхождении языка, находятся в ведении филогенетической лингвистики.
Существует множество гипотез относительно причин и закономерностей, лежащих в основе возникновения и развития языка, однако ни одна из них не имеет полной доказательной силы. Поэтому ученые не могут однозначно ответить на этот вопрос, не решив также и других сопутствующих проблем: вопроса о происхождении человека и культуры, например. Рассмотрим некоторые гипотезы, объясняющие происхождение языка.
Исторически первым предложением о генезисе языка было представление о его сверхъестественном происхождении. Считалось, что язык дан человеку высшими силами (духами, богами) в готовом виде. В связи со сверхъестественным происхождением языку приписывалась сакральная функция, поэтому в древности люди верили в магическую силу слова, считая, что существуют запреты на произнесение отдельных слов, а также используя язык в магических текстах: заговорах, молитвах и проч.
Однако уже в античности появляются попытки смыслить вопрос о генезисе языка с научной точки зрения, что и было предпринято древнегреческими философами. Они представили два взгляда на происхождение языка. Согласно первой гипотезе, получившей название «фюсей» (от греческого слова «фюзис», что значит «природа»), номинации изначально присущи всем объектам и отражают их сущностные свойства. Оппонировала этому предположению гипотеза под названием «тесей», согласно которой номинации выступают как произвольные обозначения объектов, конвенциональные по своей природе.
Гипотезы относительно генезиса языка в XVIII-XХ веках
Эти гипотезы определяли взгляды на происхождение язык длительный период, вплоть до XVIII века. В этот период появляется междометная гипотеза генезиса языка, суть которой заключается в том, что происхождении языка возводится к междометиям – эмоциональным выкрикам, сопровождавшим волеизъявление человека. Пример использования таких выкриков можно наблюдать у детей, которые еще не научились связной речи. Постепенно выкрики оформились в слова, которые, образуя предложения, стали выражать мысли. Но эта теория не выдерживает критики, так как очевидно, что генезис языка и происхождение речи ребенка, который усваивает ее в обществе, представляют собой несопоставимые процессы. Кроме этого, гипотеза не объясняет, с помощью каких механизмов нечленораздельные выкрики преобразуются в междометия, а те, в свою очередь, в слова.
Ономатопоэтическая версия основывалась на представлении о том, что каждому слову изначально присущ образный характер, отраженный в его внутренней форме. Следовательно, слова языка возникли под воздействием тех впечатлений, которые оставляли объекты в сознании первобытного человека. Эта гипотеза тоже носит спорный характер, ведь многие слова относят к абстракциям, которые не называют конкретных предметов окружающей действительности, поэтому невозможно объяснить их происхождение только субъектными впечатлениями, лежащими в основе взаимодействия человека с вещами.
Гипотеза общественного договора выдвигает на первый план социальный фактор происхождения языка. Так, английский философ Томас Гоббс считал, что язык носит общественный конвенциональный характер и возник в результате потребности людей в кооперации для выживания и решения иных важных задач.
В советской лингвистике долговое время господствующей была социально-трудовая гипотеза происхождения языка, разработанная Ф. Энгельсом. В соответствии с ней язык является результатом развития и усложнения биологического и социального устройства человека. Так, совершенствование форм трудовой деятельности, необходимость в организации совместной деятельности обусловили потребность в общении. В то же время усложнение деятельности и появление начатков языка способствовало и физиологическим изменениям в мозге, которые в дальнейшем влияли на становление высших психических функций, в том числе и речевых.
Существует также культурологическая гипотеза происхождения языка, которая рассматривает вопросы его становления неразрывно с развитием человеческой культуры. Язык выступает как ее компонент, возникновение которого не может быть объяснено действием только одной причины. Чтобы появился язык, человечеству нужно было пройти большой период развития психических процессов, который привел к усложнению форм общественной организации, созданию орудий труда, появлению первичных форм существования культуры. В основе культурных феноменов лежит их знаково-символическая природа. Очевидно, что слова естественного языка также являются знаками, которые способны выполнять заместительную функцию. Осознание знаковой функции вещи, а главное – слова, стало толчком к развитию психической опосредованности всех процессов с помощью слова как главного механизма аккумуляции культурного опыта.
Таким образом, наличие различных гипотез о происхождении языка отражает объективную сложность вопроса о появлении языка и свидетельствует о дискуссионном характере этой проблемы в современной науке.