Влияние исторических пресуппозиций на понимание художественного текста
В художественных текстах, во фрагментах которых употребляются числительные, обозначающие дату исторического события или какой-либо временной период общественного развития, обнаруживает пресуппозитивный смысл. Иными словами, числительные выступают как компоненты высказывания, которые отсылают читателя к внелингвистическому фону, формируя необходимое историческое пресуппозитивное содержание.
Исторические пресуппозиции представляет собой имплицитные смыслы, которые рождаются в художественном тексте благодаря использованию маркеров исторических событий (чаще всего числительных).
Приме исторических пресуппозиций в текстах современных авторов: ««Он мог умереть десять раз: в тридцать седьмом во время чистки, в сорок первом – он прошел всю войну, в пятьдесят втором во время космополитизма» (В. Токарева); «Наступили семидесятые годы. Оттепель, как любят выражаться эмигрантские журналисты» (С. Довлатов).
В данных примерах числительные, выступающие маркерами исторических моментов развития общества, формируют пресуппозици, понимание которых возможно только при знании культурно-исторического фона.
Существует несколько типов подобных пресуппозиций:
- Эпохи общественно-исторического развития: «Сороковые, огневые» (Д. Самойлов).
- Некоторые аспекты социокультурной или политической жизни того или иного времени: «Наступили семидесятые годы. Оттепель, как любят выражаться эмигрантские журналисты» (С. Довлатов).
- Конкретное историческое событие: «Кутузов в двенадцатом году сдал Москву, не хотел рисковать жизнью солдат» (В. Токарева); «Я зажгла заветные свечи / И вдвоем с ко мне не пришедшим / Сорок первый встречаю год» (А. Ахматова); «Дело это было вскорости после пятого году» (П. П. Бажов).
Для адекватного восприятия и понимания таких высказываний необходимо наличие определенных фоновых знаний, обеспечивающих постижение пресуппозитивного смысла высказывания.
Особенности прозы эпохи модерна и постмодерна заключаются в том, что она активно оперирует культурными смыслами, поэтому для текстов данного периода формирование исторических пресуппозиций является частью художественной системы, а также смысловой игры, в которую вовлечен читатель. Таким образом, понимание исторических пресуппозиций художественного текста базируется на нескольких принципах:
- Наличие у автора и читателя общего культурно-исторического «фона» (то есть системы знаний), обеспечивающего адекватное восприятие пресуппозитивной информации.
- Общеизвестность, значимость упоминаемого исторического события.
- Адекватность способа указания на событие в художественном тексте, предполагающее наличие узнаваемого маркера пресуппозитивного смысла.
Способы формирования исторических пресуппозиций в тексте произведения
В качестве средств формирования пресуппозитивного содержания выступают не только числительные, указывающие на какое-либо историческое событие или конкретный период развития общества, но и другие языковые и художественные средства:
- Лозунги эпохи: «От здания к зданию / Протянут канат. / На канате — плакат: / «Вся власть Учредительному Собранию!» (А. А. Блок). Лозунг «Вся власть Учредительному собранию!» появляется в 1917 году после Февральской революции.
- Имена исторических деятелей, знаковых для той или иной эпохи: «Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть» (Н. С. Лесков). «Номинация «Александр Павлович» указывает на императора Александра I, правившего Россией в первой трети XIX века.
- Указания на исторические события, связанные с тем или иным лицом или периодом общественного развития: «Простим ему неправое гоненье: / Он взял Париж, он основал лицей» (А. С. Пушкин). А. С. Пушкин говорит об императоре Александре I, упоминая факты, связанные с его правлением: основанием Императорского лицея в Царском Селе и взятие Парижа, ознаменовавшее конец Наполеоновских войн в Европе и Отечественной войны 1812-1813 годов. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (М.Ю. Лермонтов) – отсылка к Бородинской битве как знаковому событию Отечественной войны 1812-1813 годов.
- Упоминание деталей, характерных для быта или культурной жизни эпохи: «И серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл» (А. А. Ахматова). Номинация «серебряный век» в данном случае характеризует целый период в культурно-историческом прошлом страны – эпоху конца 1890-х – 1910-х годов.
- Отсылка к ключевым фигурам этой эпохи: «На берегу пустынных волн / Стоял он, дум великих полон, И вдаль глядел» (А. С. Пушкин). В данном случае ряд идет о Петре Великом и времени основания Петербурга (1700-е годы).
Таким образом, исторические пресуппозиции определяют отдельные аспекты восприятия и понимания художественных текстов, поэтому читателю необходимо обогащать свой историко-культурный опыт для верной интерпретации содержания произведений.