Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Трудности в освоении числительных в процессе преподавания РКИ

Грамматические особенности числительного

Обучение грамматике русского языка иностранцев представляет объективные трудности, вызванные сложностью входящих в состав грамматической системы категорий. Одной из сложных тем для усвоения является изучение числительных, а также их нормативного употребления в речи.

Определение 1

Числительные представляют собой категорию, самую позднюю по времени формирования в русской морфологической системе, поэтому многие морфологические свойства числительных обусловлены историей становления данной части речи.

Основные аспекты, обусловившие сложность усвоения числительных, связаны с разнородностью их морфологических характеристик. Часть числительных со значением количества не имеют категории рода и числа, изменяясь только по падежам. Другие числительные - порядковые - меняются как имена прилагательные. Соответственно разнится и синтаксическая функция данных числительных. Количественные числительные способны выступать в разнообразных синтаксических функциях (от подлежащего до дополнения): «Дважды два – четыре.», «Пришел в пять часов.», «Дайте два батона». Порядковые числительные чаще всего бывают определениями: «Пришел в третий раз.», «Первый этаж здесь довольно высокий».

Трудности в освоении числительных в процессе преподавания РКИ

Для иностранцев, осваивающих грамматическую систему русского языка, основные трудности при изучении числительных заключаются в следующем:

  1. Определение числительного как части речи и его грамматических признаков. Это важно, например, при разграничении собственно числительных и существительных (например, пять и пятерка), а также слов других частей речи (пять - впятеро).
  2. Изучение разрядов числительных и особенностей их употребления в речи.
  3. Освоение на практике навыков склонения числительных и правильного употребления падежных форм числительных в речи.

Последний аспект изучения числительных является наиболее важным в процессе языкового образования инофонов, так как склонение числительных традиционно представляет сложности и для носителей русского языка. В частности, не всегда усваиваются нормы склонения сложных числительных, состоящих из двух корней (без двухсот рублей, с пятьюдесятью учениками), также возникают ошибки при склонении составных порядковых числительных. К примеру, можно услышать в разговорной речи такие ненормативные варианты, как «в двухтысячи пятом году» вместо нормативного "в две тысячи пятом году".

« Трудности в освоении числительных в процессе преподавания РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Другая особенность употребления числительных в речи заключается в том, что среди них так называемые собирательные числительные с семантикой количественной совокупности. Такие числительные, как известно, имеют ограничения на сочетания с существительными женского рода. Например, нельзя сказать «с двоими подругами». Нормативным вариантом является «с двумя подругами».

Эти и другие особенности определяют направления работы по преодолению сложностей в обучении инофонов числительным и нормам их употребления в речи:

  1. Определение категориальных признаков числительных, позволяющих отличать их от слов других частей речи.
  2. Изучение разрядов числительных на конкретных примерах их использования в речи.
  3. Освоение словоизменения числительных с опорой на контекстный принцип и приемы мнемотехники, позволяющие автоматизировать навык употребления числительных в речи.

Методика работы над числительными в курсе РКИ

Для обучения иностранцев морфологическим свойствам числительных, нормам употребления числительных в речи используются следующие виды упражнений:

  1. Поиск числительных в тексте / замена цифровых обозначений в тексте числительными.
  2. Разграничение однокоренных слов, принадлежащих разным частям речи. Например: тройка, тройник, три, третий, утроить, тройной.
  3. Заполнение таблицы «Склонение числительных».
  4. Словоизменение числительных по образцу, данному преподавателем.
  5. Исправление ошибок в употреблении числительных в речи (например, в письменных текстах, записях дикторов).
  6. Чтение текста с числительными, записанными цифрами, и устное их склонение.
  7. Групповая работа над текстом с числительными, которая включает поиск числительных, определение их разряда, падежа.
  8. Работа с деформированным текстом (вставить подходящие по смыслу числительные, просклонять их).

Важный аспект работы над числительными в процессе преподавания РКИ – развитие интереса к изучению данной части речи, формирование мотивации к усвоению норм употребления числительных в речи. Для этого преподаватель использует такие методы и приемы работы, которые способствуют развитию познавательного интереса:

  1. Занимательный материал, к которому можно отнести сообщения из «Книги рекордов Гиннеса», считалки, небольшие стихотворения, отрывки из художественных произведений.
  2. Игровые формы работы над дидактическим материалом. К примеру, при изучении числительных можно использовать игры «Редактор», «Третий лишний», которые помогают научиться находить и исправлять ошибки в употреблении числительных.
  3. Средства инфографики: схемы, рисунки, иллюстрации, помогающие запомнить правописание числительных, а также особенности их изменения в речи.
  4. Аутентичные тексты, в которых используются числительные: кулинарные рецепты, математические задачи, отрывки из научно-популярной литературы, художественных произведений, фильмов, видеороликов.
  5. Проектную деятельность. Например, можно предложить обучающимся подготовить небольшие исследования на тему «Числительные в русских пословицах», «Числительные в загадках» и проч.

Систематическая работа над словоизменением числительных способствует развитию учебной мотивации, навыков употребления числительных в речи и служит для профилактики грамматических ошибок.

Дата последнего обновления статьи: 08.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot