Грамматические особенности числительного
Обучение грамматике русского языка иностранцев представляет объективные трудности, вызванные сложностью входящих в состав грамматической системы категорий. Одной из сложных тем для усвоения является изучение числительных, а также их нормативного употребления в речи.
Числительные представляют собой категорию, самую позднюю по времени формирования в русской морфологической системе, поэтому многие морфологические свойства числительных обусловлены историей становления данной части речи.
Основные аспекты, обусловившие сложность усвоения числительных, связаны с разнородностью их морфологических характеристик. Часть числительных со значением количества не имеют категории рода и числа, изменяясь только по падежам. Другие числительные - порядковые - меняются как имена прилагательные. Соответственно разнится и синтаксическая функция данных числительных. Количественные числительные способны выступать в разнообразных синтаксических функциях (от подлежащего до дополнения): «Дважды два – четыре.», «Пришел в пять часов.», «Дайте два батона». Порядковые числительные чаще всего бывают определениями: «Пришел в третий раз.», «Первый этаж здесь довольно высокий».
Трудности в освоении числительных в процессе преподавания РКИ
Для иностранцев, осваивающих грамматическую систему русского языка, основные трудности при изучении числительных заключаются в следующем:
- Определение числительного как части речи и его грамматических признаков. Это важно, например, при разграничении собственно числительных и существительных (например, пять и пятерка), а также слов других частей речи (пять - впятеро).
- Изучение разрядов числительных и особенностей их употребления в речи.
- Освоение на практике навыков склонения числительных и правильного употребления падежных форм числительных в речи.
Последний аспект изучения числительных является наиболее важным в процессе языкового образования инофонов, так как склонение числительных традиционно представляет сложности и для носителей русского языка. В частности, не всегда усваиваются нормы склонения сложных числительных, состоящих из двух корней (без двухсот рублей, с пятьюдесятью учениками), также возникают ошибки при склонении составных порядковых числительных. К примеру, можно услышать в разговорной речи такие ненормативные варианты, как «в двухтысячи пятом году» вместо нормативного "в две тысячи пятом году".
Другая особенность употребления числительных в речи заключается в том, что среди них так называемые собирательные числительные с семантикой количественной совокупности. Такие числительные, как известно, имеют ограничения на сочетания с существительными женского рода. Например, нельзя сказать «с двоими подругами». Нормативным вариантом является «с двумя подругами».
Эти и другие особенности определяют направления работы по преодолению сложностей в обучении инофонов числительным и нормам их употребления в речи:
- Определение категориальных признаков числительных, позволяющих отличать их от слов других частей речи.
- Изучение разрядов числительных на конкретных примерах их использования в речи.
- Освоение словоизменения числительных с опорой на контекстный принцип и приемы мнемотехники, позволяющие автоматизировать навык употребления числительных в речи.
Методика работы над числительными в курсе РКИ
Для обучения иностранцев морфологическим свойствам числительных, нормам употребления числительных в речи используются следующие виды упражнений:
- Поиск числительных в тексте / замена цифровых обозначений в тексте числительными.
- Разграничение однокоренных слов, принадлежащих разным частям речи. Например: тройка, тройник, три, третий, утроить, тройной.
- Заполнение таблицы «Склонение числительных».
- Словоизменение числительных по образцу, данному преподавателем.
- Исправление ошибок в употреблении числительных в речи (например, в письменных текстах, записях дикторов).
- Чтение текста с числительными, записанными цифрами, и устное их склонение.
- Групповая работа над текстом с числительными, которая включает поиск числительных, определение их разряда, падежа.
- Работа с деформированным текстом (вставить подходящие по смыслу числительные, просклонять их).
Важный аспект работы над числительными в процессе преподавания РКИ – развитие интереса к изучению данной части речи, формирование мотивации к усвоению норм употребления числительных в речи. Для этого преподаватель использует такие методы и приемы работы, которые способствуют развитию познавательного интереса:
- Занимательный материал, к которому можно отнести сообщения из «Книги рекордов Гиннеса», считалки, небольшие стихотворения, отрывки из художественных произведений.
- Игровые формы работы над дидактическим материалом. К примеру, при изучении числительных можно использовать игры «Редактор», «Третий лишний», которые помогают научиться находить и исправлять ошибки в употреблении числительных.
- Средства инфографики: схемы, рисунки, иллюстрации, помогающие запомнить правописание числительных, а также особенности их изменения в речи.
- Аутентичные тексты, в которых используются числительные: кулинарные рецепты, математические задачи, отрывки из научно-популярной литературы, художественных произведений, фильмов, видеороликов.
- Проектную деятельность. Например, можно предложить обучающимся подготовить небольшие исследования на тему «Числительные в русских пословицах», «Числительные в загадках» и проч.
Систематическая работа над словоизменением числительных способствует развитию учебной мотивации, навыков употребления числительных в речи и служит для профилактики грамматических ошибок.