Мультимедийные интерактивные упражнения и их место в современном обучении
В настоящее время в практике обучения все большую значимость приобретают интерактивные формы взаимодействия преподавателя и обучающимися. Диалогизация школьного обучения выразилась в изменении подхода к организации и содержанию учебного процесса:
- Ориентация на проблемное обучение, в ходе которого учащийся работает не с готовыми сведениями, подлежащими усвоению, а с учебными задачами, решение которых позволяет сформировать необходимые компетенции и навыки.
- Упор на практическое освоение теории в различных видах учебной и коммуникативной деятельности.
- Развитие форм учебной кооперации между учащимися в целях организации продуктивного сотрудничества и решения поставленных задач.
- Использование типов заданий, которые ориентируют учащихся на самостоятельный поиск выхода из учебного затруднения.
- Демонстрация практической ценности получаемого знания.
- Функциональность изучаемого материала, которая проявляется в умении использовать усвоенные учеником способы учебной деятельности в практике решения жизненных задач.
- Развитие гибкости мышления, высокой адаптивности за счет вариативности подачи учебного материала.
- Апелляция к личному опыту учащегося, развитие мотивации и стремления к активной учебной деятельности.
Мультимедийные интерактивные упражнения – это особые дидактические материалы и одновременно методы стимуляции познавательной активности обучающихся, предполагающие максимально полное вовлечение учеников в процесс решения учебной задачи.
В основе технологии мультимедийных интерактивных упражнений по русскому языку лежит сочетание двух принципов:
- Интерактивность задания, предполагающего вовлечение учащегося в выполнение разных видов учебой деятельности.
- Применение современных компьютерных технологий, позволяющих представить и само учебное упражнение, и его выполнение в цифровом электронном виде.
Типы мультимедийных интерактивных упражнений по русскому языку и методика их создания
Современные сервисы создания мультимедийных интерактивных упражнений позволяют создавать задания по русскому языку разных типов в зависимости от содержания материала, а также целей занятия:
- Нахождение пары, которое может быть представлено в разных вариантах: нахождение соответствия между термином и его определением; выбор слова и имеющейся в нем орфограммы; соотнесение ошибки и ее классификации и проч.
- Классификация языковых явлений (фонетических, морфемных, лексических, грамматических) в соответствии с заданными параметрами: например, распределение слов по лексико-грамматическим классам, звуковому или морфемному составу, использованию орфограмм, значению, функционированию и употреблению в речи и проч.
- Установления порядка (последовательности): расположение предложение в последовательности, необходимой для создания текста; размещение частей текста в правильной последовательности в соответствии с планом; соотнесение заголовка плана с порядком следования частей текста и проч.
- Ввод текста: интерактивные диктанты; осложненное списывание и другие варианты заданий.
- Сортировка графических изображений: например, схем предложений или слов.
- Викторина с выбором правильного ответа на языковую тему, а также викторина, предусматривающая ввод правильного ответа самим учеником.
- Заполнение пропусков в учебном тексте.
- Просмотр и последующий анализ видеоконтента (например, с точки зрения нормативности, значения использованных в нем языковых средств и проч.).
- Виртуальные игры («Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра»).
- Кроссворды по изученным темам.
- Угадывание слов по отдельным элементам описания (например, звуковому составу, морфемному строению, морфологическим признакам).
- Заполнение таблицы онлайн.
- Работа с таблицей соответствий (например, установление соответствий между названием раздела языкознания, его основной единицей, вопросами, которые в нем изучаются).
- Оценка правильности / неправильность утверждений (теоретических положений, утверждений, касающихся содержания текста).
- Обучающие пазлы (например, картинка закрывается изображением пазлов, содержащих корневые морфемы, которые нужно соотнести с заданными условиями выбора написания гласной в корне, по мере выполнения задания картинка открывается).
Многообразие типов интерактивных упражнений создает необходимую содержательную вариативность учебного материала и позволяет учителю сочетать игровые, тренировочные и проверочные типы заданий в раках даже одного занятия по теме. Простота и доступность генерации таких заданий с помощью современных интерактивных сервисов облегчает труд учителя и является инструментом развития его профессиональной компьютерной компетенции.
Таким образом, использование интерактивных мультимедийных упражнений в учебном процессе значительно повышает мотивации и интерес к изучению русского языка и позволяет сформировать необходимые навыки практического применения изученных фактов и правил.